Из истории авиабазы Кипелово:

25.08.1969 года началось формирование 76 ОПЛАП ДД, вооружённый самолётами Ту-142, с дислокацией на аэродроме Кипелово и подчинением Командующему авиацией Северного флота.

Вы не авторизованы.


 

24 Отдельный Противолодочный Авиационный Полк Дальнего Действия

Воспоминания Головачева Виктора Ивановича о годах службы в 24 ОПЛАП

Головачев Виктор Иванович

Старший техник ПЛК Ил-38 24 ОПЛАП (1968-1970)

Я был призван из запаса в октябре 1968 года после окончания Ленинградского института авиационного  приборостроения. В штабе КСФ  получил назначение в Кипелово, в 24 ОПЛАП старшим техником ПЛК. Полк формировался, личный состав прибывал отовсюду, и из училищ, из действующих частей, и очень много из запаса. Техническая служба более чем наполовину состояла из так называемых «тотальников», как называли запасников. В летном составе много запасников было в числе операторов СПИУ, в основном выпускники Ленинградского лесотехнического института.

В октябре 1968 года в полку было всего 5-6 самолетов, но  регулярно поступали новые. Общежития не было. Вернее оно было, но очень маленькое и было нашей недоступной мечтой. Жили мы все на втором этаже казармы. На первом жили матросы. Казарма двухэтажная, находилась недалеко от дороги на Кипелово. Условия были непростые. 80-100 человек в одном помещении, каждый из которых имел свой транзисторный приемник, модный в то время. Кроме этого: пинг-понг, бильярд и все это «в одном флаконе». Помню, нас посетил командующий авиацией КCФ. Я запомнил его слова обращенные к нам: «Товарищи, мы от вас потребуем большего, чем можем дать».
 
В конце ноября 1968 года весь полк (2 эскадрильи), летный и технический составы были отправлены в Николаев для обучения. В начале 1969 года началась более или менее нормальная служба. Командиром полка был тогда подполковник Потапов, начальником штаба – подполковник Лапидус. Сформированные экипажи много летали на североморские полигоны. Первая эскадрилья была полностью сформирована летом 1969 года. Формирование второй продолжалось до конца 1970. Полк и далее остался в составе двух эскадрилий. Весной 1970 года полк принимал участие в известных, масштабных учениях «Океан», где отличился экипаж командира полка по успешному поиску подводной лодки. Если не ошибаюсь, тогда Потапов был награжден орденом. Техника и люди работали хорошо. За два года моей службы в полку была только одна предпосылка к летному происшествию на посадке по вине экипажа.
 
Были нарекания к ПЛК «Беркут» по причине низкой надежности комплекса. Первая самолетная цифровая ЭВМ «Пламя» была собрана  на огромном числе полупроводниковых диодов, которые часто выходили из строя. По этой причине, при полетах с использованием ПЛК, экипажи часто брали с собой техника ПЛК, который мирно дремал весь полет на дополнительном сидении около кипятильника, т.к. устранить неисправность в полете все равно было невозможно.
 
Моим самолетом был №6. Будучи старшим техником ПЛК  мне приходилось очень часто летать «внештатно» с экипажем. Полеты были на полигон «Лумбовка», где бомбились практическими бомбами, имитируя торпедную атаку. Частыми были полеты с большим удалением  от береговой черты. В таких случаях предварительная посадка была в Североморске-1. Туда же и возвращались. Были варианты, когда вся эскадрилья на неделю или две перелетала в Североморск-1 и экипажи летали оттуда, в том числе и очень удаленными маршрутами. Керосин тогда не жалели. Я не помню такого  случая, когда в авиационно-технической базе не было керосина. Из экипажа нашего самолета помню штурмана-навигатора Никифорова. Помню начальника разведки полка Гребенюка, который практически был правой рукой и заместителем начальника штаба Лапидуса. Хорошо помню инженера эскадрильи майора Ладыгина.
 
В полку особым авторитетом пользовались два человека – это Потапов и Лапидус. Причем, они разительно различались. Если командир полка Потапов был подтянутым, строгим, лаконичным и интеллигентным офицером, то начальник штаба Лапидус был его полной противоположностью. Полный, нестроевой, любитель крепкого словца, но всегда и везде поспевающий человек. Причем Потапов его ценил, поскольку формирование полка в короткое время – дело многотрудное и без такого начальника штаба ему было бы очень невесело. Необходимо учитывать и то, что личный состав формировался из тех, от кого избавились в других частях и из штатских людей.
 
Потапова в полку уважали и побаивались. Ему тогда было чуть за 30 лет и уже полковник. Никто не сомневался, что он будет генералом. Его жена, очень красивая женщина, работала в санчасти врачом. На фоне обычно мрачного Гладкова, Потапов производил «мажорное» впечатление. Ну и, конечно же, производила впечатление его речь – очень правильная, лишенная сорных слов, лаконичная, всегда по делу и без намека на нецензурщину. Последнее восполнял Лапидус в отсутствие командира. При Потапове вообще никто не матерился.
 
Помню интересный случай, касающийся борьбы с неуставными отношениями среди срочной службы. Появился новый матрос родом из  Азербайджана. Ему очень часто приходили посылки с винами, денежные переводы и вскоре он стал «шейхом» в кубрике. Как это стало известно, был построен весь полк, и в присутствии Потапова Лапидус образно объявил, что 24 полк – это не буфет и не чайная. Матроса на гауптвахту на максимальный срок и впредь старшина эскадрильи должен был ходить с матросом на почту, вскрывать посылки, выливать тут же вино, а денежные переводы возвращать отправителю. Подействовало.
 
И еще помню, что в полку стоял личный Ил-18 Главкома Горшкова с нашим экипажем, который примерно раз в месяц летал с Главкомом.
 
Летом 1969 года нас всех расселили. Были построены Дом офицеров и еще два пятиэтажных дома справа при движении к нему. Семейные (летный состав) получили квартиры, а мы, холостяки, заселились в квартиры из расчета 6 человек на двухкомнатную квартиру. После казармы для нас наступила бытовая благость. В октябре 1970 года, отслужив два года, я, как и подавляющее большинство запасников, демобилизовался, хотя большинству из нас предлагали оставаться служить далее.
 
По мере демобилизации тотальников, их замещали кадровыми офицерами. В летном составе тотальники летали операторами СПИУ. Их заменяли специалистами из числа техников ПЛК как наиболее подготовленных по специальности. Технический состав, а это 5 человек офицеров, заменялся выпускниками военных технических училищ, благо Ил-18, Ан-10, Ил-38, Ан-24 имели много общего (двигатели, оборудование и т.п.). Хуже дело обстояло с обслуживанием «Беркута». Это был первый такой сложности комплекс, и даже Николаевский центр в то время не был готов обучать специалистов по обслуживанию. По этой причине серьезное обслуживание, а тем более ремонт «Беркутов» все это время выполняли представители промышленности, которые безвылазно жили в Кипелово.
 
Из своих сотоварищей помню лейтенантов: Анатолий Готин, Сергей Полторухин, Виктор Муравьев, Иван Будько, Александр Поляков.
 
Сейчас, по прошествии 40 лет, с добрыми чувствами вспоминаю то время и свою службу в 24 ОПЛАП.

История 24 ОПЛАП

24 ОПЛАП ДД (в/ч 53126) сформирован в 1967 году с местом базирования на ас Кипелово. Личный состав полка формировался предпочтительно из состава летчиков, имевших опыт полетов на Ту-16. Первый командир полка подполковник Потапов Виктор Павлович (впоследствии генерал-полковник авиации, командующий авиацией КСФ и ВМФ СССР/РФ) перед назначением исполнял обязанности заместителя командира 392 ОДРАП на самолетах Ту-95РЦ. Первым начальником штаба полка стал майор Лапидус Яков Ильич, начальником разведки полка - Гребенюк Виталий Николаевич

24 ОПЛАП на параде Кипелово

На фото: Личный состав 24 ОПЛАП на параде. 1 мая 1969 года, Кипелово. Из архива Тышкевича Г.В.  

 

Теоретическое переучивание летного (72 человека) и технического (258 человек) состава состоялось в 33 Центре боевого применения и переучивания летного состава ВВС ВМФ (г. Николаев) с 01.12.1967 года по 09.02.1968 года. 12 марта 1968 года на ас Кипелово приземлился первый Ил-38 полка, через неделю был совершён вылет экипажем в составе командира полка подполковника Потапова В.П. и инструктора 33 ЦБПиПЛС майора Шарипова А.П. 22 марта 1968 года подполковник Потапов совершил самостоятельный вылет. До июня 1968 года выполнялись в основном аэродромные полеты. После приобретения летным составом устойчивых навыков использования нового оборудования началось практическое освоение поисково-прицельной системы без применения буев, которые считались секретными и были рассекречены в июне 1969 года. Оборудование "Берег-38", установленное на полигоне Лумбовка, позволило отрабатывать некоторые тактические задачи с использованием буев РГБ-1 и РГБ-2, в том числе с фактическим бомбометанием по сухопутным целям, а быстрому освоению магнитометра АПМ-60 способствовало участие экипажей в тактических учениях ВМФ. 15-16 июня 1969 года были осуществлены первые вылеты на магнитометрический поиск подводной лодки с использованием АМП-60. 

Потапов Гладков Цепелев Кипелово 

На фото: Командиры полков Кипелово на торжественном митинге. На трибуне слева направо: командир 24 ОПЛАП Потапов В.П., командир 392 ОДРАП Гладков И.Ф., начальник политотдела спецчастей Цепелев Б.В. 1 мая 1969 года, Кипелово. Из архива Тышкевича Г.В.   

 

В апреле 1971 года 24 ОПЛАП был перебазирован в Североморск-1 в связи с формированием на ас Кипелово нового противолодочного полка 76 ОПЛАП, вооруженного Ту-142. 

С 1970 по 1972 год полк выполнял задание Правительства СССР, решая поисковые задачи в Средиземном море, действуя отдельными группами с аэродрома Мерса-Матрух (Арабская Республика Египет). В 1975-77 годах аналогичные задачи выполнялись в Индийском океане с аэродрома Харгейса в Сомали. С 1981 по 1988 год  24 ОПЛАП работал над Средиземным морем, базируясь на аэродромах в Ливии и Сирии (аэродром базирования назывался "ТИФОР" от английского T4. Он располагался в 90 км от Хомса и 100 км от Пальмиры).

С целью освоения Тихоокеанского ТВД, получения и поддержания навыков выполнения выполнялись межфлотские манёвры тактических групп полка на ТОФ с решением с его аэродромов поисковых задач. Впервые такой манёвр совершил 29 августа 1977 года экипаж под руководством командира полка подполковника Проскурина. Перелёт продолжительностью 12 часов 55 минут производился по северному маршруту. Затем 14 марта 1991 года тактическая группа в составе 4 самолётов Ил-38 под руководством заместителя командира полка подполковника Елизарова, экипажи майора Кажеватова, майора Вотинцева, капитана Новикова и капитана Семёнова совершила перелёт на ТОФ продолжительностью 11 часов 45 минут. 

На счету полка более 180 обнаружений подводных лодок. Начало было положено в 1972 году - два обнаружения экипажами Сопитько и Малофеева. В 1973 году было осуществлено 4 обнаружения экипажами Титова, Вялова, Башмакова, Волошина, в 1974 - 4 обнаружения, в 1975 - два, с 1976 по 1978 по 8 обнаружений ежегодно, в 1980 - 11 обнаружений, с 1982 по 1992 - от 6 до 13 обнаружений ежегодно. 

Мастерство противолодочников отмечено высокими правительственными наградами. Майор Пинчук и капитан Башмаков были награждены орденами Боевого Красного Знамени, 22 человека награждены орденом Красной Звезды, майор Калиновский - орденом Знак Почёта, 10 человек награждены орденом "За Службу Родине" 3 степени, 23 человека медалью "За Боевые заслуги", 7 человек медалью "За отличие в военной службе 1-й степени". 

Расформирован 24 ОПЛАП в 1993 году, матчасть передана в 403 ОПЛАП (с 1998 года - 403 ОСАП).   

В разное время должность командира 24 ОПЛАП занимали:

- Потапов Виктор Павлович, первый командир полка. В дальнейшем командующий авиацией КСФ, ВМФ СССР/РФ;

- Кочуба Владимир Васильевич;

- Катаев Эдуард Саввич. В дальнейшем командир 5 МРАД ВВС СФ, начальник штаба авиации ТОФ;  

- Проскурин Василий Владимирович. В дальнейшем командующий авиацией БФ;

- Осипенко Валентин Петрович

- Матанцев Александр Владимирович. В дальнейшем заместитель командира 35 ПЛАД; 

- Егоров Владимир Дмитриевич;

- Новиков Николай Ильич. В дальнейшем командир 35 ПЛАД, командующий авиацией БФ, начальник штаба авиации ВМФ РФ;

- Левченко Николай Федорович, последний командир полка. 

 

Источники:

- воспоминания ветеранов 24 ОПЛАП;

- книга А.И. Тимошенко. "Победить любой ценой. Рождение и гибель 35 ПЛАД ДД КСФ" (г. Белгород, 2009 год);

- информация сайта www.airforce.ru