Из истории авиабазы Кипелово:

В октябре 1967 года сформирован 24 ОПЛАП с базированием на АС Кипелово. 22.03.1968 года командир полка подполковник Потапов В.Н. совершил первый самостоятельный вылет на самолете Ил-38.

Вы не авторизованы.


 

24 Отдельный Противолодочный Авиационный Полк Дальнего Действия

История 24 ОПЛАП

24 ОПЛАП ДД (в/ч 53126) сформирован в 1967 году с местом базирования на ас Кипелово. Личный состав полка формировался предпочтительно из состава летчиков, имевших опыт полетов на Ту-16. Первый командир полка подполковник Потапов Виктор Павлович (впоследствии генерал-полковник авиации, командующий авиацией КСФ и ВМФ СССР/РФ) перед назначением исполнял обязанности заместителя командира 392 ОДРАП на самолетах Ту-95РЦ. Первым начальником штаба полка стал майор Лапидус Яков Ильич, начальником разведки полка - Гребенюк Виталий Николаевич

24 ОПЛАП на параде Кипелово

На фото: Личный состав 24 ОПЛАП на параде. 1 мая 1969 года, Кипелово. Из архива Тышкевича Г.В.  

 

Теоретическое переучивание летного (72 человека) и технического (258 человек) состава состоялось в 33 Центре боевого применения и переучивания летного состава ВВС ВМФ (г. Николаев) с 01.12.1967 года по 09.02.1968 года. 12 марта 1968 года на ас Кипелово приземлился первый Ил-38 полка, через неделю был совершён вылет экипажем в составе командира полка подполковника Потапова В.П. и инструктора 33 ЦБПиПЛС майора Шарипова А.П. 22 марта 1968 года подполковник Потапов совершил самостоятельный вылет. До июня 1968 года выполнялись в основном аэродромные полеты. После приобретения летным составом устойчивых навыков использования нового оборудования началось практическое освоение поисково-прицельной системы без применения буев, которые считались секретными и были рассекречены в июне 1969 года. Оборудование "Берег-38", установленное на полигоне Лумбовка, позволило отрабатывать некоторые тактические задачи с использованием буев РГБ-1 и РГБ-2, в том числе с фактическим бомбометанием по сухопутным целям, а быстрому освоению магнитометра АПМ-60 способствовало участие экипажей в тактических учениях ВМФ. 15-16 июня 1969 года были осуществлены первые вылеты на магнитометрический поиск подводной лодки с использованием АМП-60. 

Потапов Гладков Цепелев Кипелово 

На фото: Командиры полков Кипелово на торжественном митинге. На трибуне слева направо: командир 24 ОПЛАП Потапов В.П., командир 392 ОДРАП Гладков И.Ф., начальник политотдела спецчастей Цепелев Б.В. 1 мая 1969 года, Кипелово. Из архива Тышкевича Г.В.   

 

В апреле 1971 года 24 ОПЛАП был перебазирован в Североморск-1 в связи с формированием на ас Кипелово нового противолодочного полка 76 ОПЛАП, вооруженного Ту-142. 

С 1970 по 1972 год полк выполнял задание Правительства СССР, решая поисковые задачи в Средиземном море, действуя отдельными группами с аэродрома Мерса-Матрух (Арабская Республика Египет). В 1975-77 годах аналогичные задачи выполнялись в Индийском океане с аэродрома Харгейса в Сомали. С 1981 по 1988 год  24 ОПЛАП работал над Средиземным морем, базируясь на аэродромах в Ливии и Сирии (аэродром базирования назывался "ТИФОР" от английского T4. Он располагался в 90 км от Хомса и 100 км от Пальмиры).

С целью освоения Тихоокеанского ТВД, получения и поддержания навыков выполнения выполнялись межфлотские манёвры тактических групп полка на ТОФ с решением с его аэродромов поисковых задач. Впервые такой манёвр совершил 29 августа 1977 года экипаж под руководством командира полка подполковника Проскурина. Перелёт продолжительностью 12 часов 55 минут производился по северному маршруту. Затем 14 марта 1991 года тактическая группа в составе 4 самолётов Ил-38 под руководством заместителя командира полка подполковника Елизарова, экипажи майора Кажеватова, майора Вотинцева, капитана Новикова и капитана Семёнова совершила перелёт на ТОФ продолжительностью 11 часов 45 минут. 

На счету полка более 180 обнаружений подводных лодок. Начало было положено в 1972 году - два обнаружения экипажами Сопитько и Малофеева. В 1973 году было осуществлено 4 обнаружения экипажами Титова, Вялова, Башмакова, Волошина, в 1974 - 4 обнаружения, в 1975 - два, с 1976 по 1978 по 8 обнаружений ежегодно, в 1980 - 11 обнаружений, с 1982 по 1992 - от 6 до 13 обнаружений ежегодно. 

Мастерство противолодочников отмечено высокими правительственными наградами. Майор Пинчук и капитан Башмаков были награждены орденами Боевого Красного Знамени, 22 человека награждены орденом Красной Звезды, майор Калиновский - орденом Знак Почёта, 10 человек награждены орденом "За Службу Родине" 3 степени, 23 человека медалью "За Боевые заслуги", 7 человек медалью "За отличие в военной службе 1-й степени". 

Расформирован 24 ОПЛАП в 1993 году, матчасть передана в 403 ОПЛАП (с 1998 года - 403 ОСАП).   

В разное время должность командира 24 ОПЛАП занимали:

- Потапов Виктор Павлович, первый командир полка. В дальнейшем командующий авиацией КСФ, ВМФ СССР/РФ;

- Кочуба Владимир Васильевич;

- Катаев Эдуард Саввич. В дальнейшем командир 5 МРАД ВВС СФ, начальник штаба авиации ТОФ;  

- Проскурин Василий Владимирович. В дальнейшем командующий авиацией БФ;

- Осипенко Валентин Петрович

- Матанцев Александр Владимирович. В дальнейшем заместитель командира 35 ПЛАД; 

- Егоров Владимир Дмитриевич;

- Новиков Николай Ильич. В дальнейшем командир 35 ПЛАД, командующий авиацией БФ, начальник штаба авиации ВМФ РФ;

- Левченко Николай Федорович, последний командир полка. 

 

Источники:

- воспоминания ветеранов 24 ОПЛАП;

- книга А.И. Тимошенко. "Победить любой ценой. Рождение и гибель 35 ПЛАД ДД КСФ" (г. Белгород, 2009 год);

- информация сайта www.airforce.ru 

Комментарии   

+2 #2 Ермолин Дмитрий 24.03.2014 08:37
Людмила, большое спасибо за комментарий. У Вас сохранились фотографии тех лет? Было бы очень интересно узнать больше о первых годах нашего гарнизона.

Цитирую Людмила:
Сбольшим интересом узнала историю авиабазы Кипелово. Мои родители работали в войсковой части, которая строила эту авиабазу в начале 60-х. Жили мы в деревянных бараках, построенных прямо среди леса. У дороги стояло здание побольше - штаб. Там работала мама, а отец - в основном - на объекте. Как радовались мы, когда проложили бетонную полосу! Нам всем купили велосипеды, и мы гоняли по этой полосе, словно, самолеты. А в школу нас возили на станцию Кипелово школьным маленьким автобусом. Каждый класс размещался в отдельной деревянной избушке с печкой... В 1964-1965 году мы уехали оттуда.
Цитировать
+2 #1 Людмила 04.02.2014 18:24
Сбольшим интересом узнала историю авиабазы Кипелово. Мои родители работали в войсковой части, которая строила эту авиабазу в начале 60-х. Жили мы в деревянных бараках, построенных прямо среди леса. У дороги стояло здание побольше - штаб. Там работала мама, а отец - в основном - на объекте. Как радовались мы, когда проложили бетонную полосу! Нам всем купили велосипеды, и мы гоняли по этой полосе, словно, самолеты. А в школу нас возили на станцию Кипелово школьным маленьким автобусом. Каждый класс размещался в отдельной деревянной избушке с печкой... В 1964-1965 году мы уехали оттуда.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить