Из истории авиабазы Кипелово:

1 сентября 1963 года началось формирование 392 ОДРАП.

Вы не авторизованы.


 

Рунец Владимир Харитонович, зам. командира 392 ОДРАП по ИАС

Вспоминая о людях, стоявших у самых истоков формирования 392 полка, в числе первых надо сказать о Рунце Владимире Харитоновиче, первом заместителе командира 392 ОДРАП по инженерно-авиационной службе. Это – человек с яркой биографией, участник Великой Отечественной Войны с начала и до ее последнего дня, защищавший в годы войны сначала Ленинград, а затем Советское Заполярье от немецких фашистов. Он с честью прошел свой боевой путь от юнги во второй бригаде подводных лодок Краснознаменного Балтийского Флота  до заместителя главного инженера инженерно-авиационной службы авиации Краснознаменного Северного Флота, многое сделавший для ее развития в послевоенное время.

Рунец Владимир ХаритоновичВ том, что на должность руководителя ИАС нового, перспективного по тем временам 392 ОДРАП, вооружаемого самой новейшей авиационной техникой в 1963 году назначили именно Владимира Харитоновича, не было ничего удивительного. Он пришел, уже имея авторитет, богатые знания и опыт организации работы инженерно-авиационной службы в других авиационных частях флота.  Рунец Владимир Харитонович и начальник штаба Толстов Михаил Борисович были назначены в 392-й полк приказом от 3.07.1963, первыми из руководящего состава. Именно им пришлось принимать в полк будущих одраповцев, заниматься их расселением и обустройством, начинать комплектование и формирование служб и подразделений полка, решать задачи, связанные с обучением и подготовкой технических и летных специалистов.

В дальнейшем Владимиру Харитоновичу пришлось приложить немало усилий для того, чтобы сформировать коллектив, способный решать задачи любой технической сложности. Все тогда в полку было впервые, и именно подполковник Рунец Владимир Харитонович с коллективом единомышленников заложил на многие годы вперед систему, позволявшую инженерно-авиационной службе полка работать в любом  напряженном режиме, не допуская сбоев. Он прослужил в полку ровно шесть лет, с 1963 по 1969 год. В конце 1969 года полк имел на вооружении уже 28 самолетов Ту-95РЦ и успешно выполнял любые задачи, исходя из своего предназначения. В состав боеготовых полк вошел еще ранее, осенью 1966 года. В этом несомненно была и заслуга заместителя командира 392 ОДРАП по ИАС подполковника Рунца Владимира Харитоновича.

О Рунце Владимире Харитоновиче всегда вспоминали тепло и по-доброму после его ухода из полка. Он был требовательным, но всегда по делу, мог быть жестким, если этого требовали служебные обстоятельства, но в равной степени был внимателен к подчиненным, их проблемам. Ветераны полка вспоминают его и сегодня добрым словом.

 Рунец Владимир Харитонович родился 1 января 1922 года в городе Кронштадт, Ленинградской области, в семье военнослужащего. После окончания 8 классов средней школы в возрасте 17 лет вступил на службу в Красную Армию. 

Немлий Василий Сергеевич, зам. командира АЭ по ИАС 392 ОДРАП

Одним из первых, вместе с  Гладковым И.Ф., из дальней авиации в 392 ОДРАП пришел капитан Немлий Василий Сергеевич. Это был уже опытный бортинженер, имевший большой налет на самолетах Ту-95. Имел награды: орден Красной Звезды, орден Красного Знамени, орден Знак Почета, медаль "За боевые заслуги". Незадолго до перевода в морскую авиацию ему довелось участвовать в испытаниях атомного оружия на Новой Земле. Был представлен еще к одной высокой правительственной награде, но вручили ему ее только в двухтысячном году – он был награжден Орденом Мужества. Немлий В.С. стал первым бортовым инженером-инструктором в 392 ОДРАП, подготовил для полка будущих бортовых инженеров – наставников, таких как  Вартанов М.Т., Сумкин Г.И., Огородников В.И., Казанцев В.А, Журавлев Ю.В., Кухтин В.Г., Тишков П.Ф., Стецко О.

Немлий Василий Сергеевич родился 1 июня 1925 года в деревне Михайловка, Телегинского (Колышевского) района, Пензенской области. В 1940 году окончил семилетнюю школу, после окончания школы работал слесарем. В декабре 1942 года в возрасте 17 с половиной лет добровольно вступил в Вооруженные Силы и был направлен на учебу в Вольское военное авиаучилище механиков, которое окончил в мае 1944 года.

По окончании училища Немлий В.С. направлен авиатехником в 19-й учебный офицерский авиационный полк 27-й учебной офицерской авиационной дивизии авиации дальнего действия. В мае 1944 года 19-й УОАП базировался на аэродроме в районе г. Бузулук, Чкаловской (ныне Оренбургской) области и  был вооружен боевыми самолетами Ил-4, на которых производил обучение экипажей для фронта. В октябре 1944 года 19 УОАП перебазировался в г. Сорочинск, где находился до расформирования в декабре 1945 года.

В августе 1945 года Немлий В.С. переводится на должность авиатехника в 44-й учебный офицерский авиационный полк 27-й учебной офицерской авиационной дивизии, который дислоцировался с 1942 года на аэродроме Тоцкое Чкаловской области и также решал задачи подготовки экипажей самолетов Ил-4.

После расформирования полка, в июле 1946 года Немлий В.С. переводится в 890-й Брянский тяжело-бомбардировочный авиационный полк 45-й ТБАД, базирующийся в пос. Болбасово, под Оршей (Беларусь). В этом полку он проходит службу в должностях: механика авиационного, техника авиационного, борттехника корабля по радиотехническому вооружению.

Справочно (информация с сайта www.business-gazeta.ru): 890 ТБАП был необычный, так называемый, "трофейный" полк. Когда Красная Армия вошла в Восточную Европу, ей стали попадаться сбитые и совершившие вынужденные посадки британские и американские самолеты, вроде В-17 Flying Fortress. Восстановленные энтузиастами машины продемонстрировали командованию. 10 апреля 1945 года появилась директива, обязывающая все части и подразделения сообщать о подобных находках штабу 18-й воздушной армии. Причина проста - Пе-8 не хватало на вооружение даже одной дивизии (а других машин этого класса не было). Решили восстанавливать В-17 и В-24 Liberator, а затем доукомплектовать ими полки 45-й авиадивизии дальнего действия - единственного в стране соединения четырехмоторных бомбардировщиков. Американские самолеты пользовались уважением у советских летчиков за простоту в управлении, современные навигационные средства, бомбовые прицелы и радиооборудование и комфорт. В Казань 890-й ТБАП прибыл в составе 9 В-25 и 21 В-17. Здесь «летающие крепости» изучали работники авиазавода, начавшего осваивать производство Ту-4. Летом 1947 года полк начал переходить на Ту-4, и В-17 постепенно отправлялись на стоянку, а затем разрезались на металлолом.

 

Афанасьев Геннадий Николаевич, первый командир 1 АЭ 392 ОДРАП

При формировании в 1963 году 392 отдельного дальнеразведывательного авиационного полка очень тщательно подбирались кадры специалистов летного и технического состава, командный состав. Ведь предстояло освоить новую и сложную авиационную технику, научиться решать новые по тем временам задачи. В полк с разных флотов приходили молодые, но уже достаточно опытные летчики, штурманы, инженеры и техники, другие специалисты. Многим из них довелось осваивать свою специальность еще в суровые годы Великой Отечественной войны. Основы и традиции, заложенные этим первым поколением одраповцев, стали прочным фундаментом, на котором в дальнейшем строилась жизнь и работа 392 полка.

Афанасьев Геннадий НиколаевичОдним из первых во вновь формируемый полк пришел с Тихоокеанского флота подполковник Афанасьев Геннадий Николаевич. Ему предстояло формировать первую авиационную эскадрилью полка и руководить ею в течение почти двух с половиной лет. Прибыв в сентябре 1963 года в Североморск, он приступил к службе.

Пришлось решать множественные организационные вопросы, главными из которых были формирование летных и технических экипажей, поддержание летных навыков, изучение и освоение нового самолета Ту-95РЦ, перебазирование в Кипелово, обустройство и сплочение воинского коллектива. Одним из первых в полку Афанасьев Г.Н. освоил самолет Ту-95РЦ, участвовал в перегонке первых боевых самолетов с Куйбышевского авиационного завода в полк, обучал молодых летчиков. В это трудное время он в полной мере сумел проявить свои незаурядные качества и способности летчика, командира и офицера.

23.01.1966 года при заходе на посадку на аэродроме Лахта из-за потери продольной управляемости в результате обледенения стабилизатора произошла катастрофа самолета Ан-8 пилотируемого капитаном Валерием Кропаневым. Самолет перевозил руководящий состав частей гарнизона Кипелово на оперативно-мобилизационный сбор ВВС СФ. Экипаж и 17 пассажиров самолета погибли. В их числе был и Афанасьев Геннадий Николаевич.

Мугатаров Халит Адыевич, начальник штаба 392 ОДРАП

Мугатаров Х.А.Мугатаров Халит Адыевич, родился 4 января 1926 года в селе Ишимово, Щучье-озерского района, Молотовской области (ныне Октябрьского района, Пермской области), в многодетной семье. 10 классов заканчивал в средней школе, которая располагалась в 10 километрах, в соседнем селе Енапаево. За два года до окончания им школы началась Великая Отечественная война. В декабре 1942 года  умер отец, два старших брата уже воевали на фронте, поэтому вся тяжесть заботы и ответственность за семью легла на плечи матери.

С началом Великой Отечественной Войны 16-летний Халит стал членом народного ополчения, в период летних каникул работал в колхозе, а после работы участвовал на занятиях по изучению военного дела. Во время учебы в 9 классе, он был избран председателем ученического комитета (учкома) школы. При школе был организован коллектив художественной самодеятельности и драматический кружок, и ученический комитет помогал администрации школы организовывать выездные концерты и театральные постановки. Приходилось ездить по татарским селам и выступать перед населением, плату за такие выступления собирали, чтобы потом отправить накопленные средства в фонд обороны страны.           

К началу июня 1943 года школьникам удалось собрать определенную сумму денег и сдать их в фонд обороны, написав и отправив следом  письмо Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину. Через месяц в адрес школы пришла благодарственная телеграмма: «Прошу передать учителям и учащимся Енопаевской средней школы, собравшим 12 000 рублей на строительство самолетов, мой братский привет и благодарность Красной армии. Иосиф Сталин». В это время Халиту было 17 лет. Он с успехом сдал выпускные школьные экзамены, за что был награжден Похвальной грамотой, увенчанной портретами В.И. Ленина и И.В. Сталина. Сразу после окончания школы началась работа в колхозе и подготовка к армейской службе…