Из истории авиабазы Кипелово:

25.08.1969 года началось формирование 76 ОПЛАП ДД, вооружённый самолётами Ту-142, с дислокацией на аэродроме Кипелово и подчинением Командующему авиацией Северного флота.

Вы не авторизованы.


 

Немлий Василий Сергеевич, зам. командира АЭ по ИАС 392 ОДРАП

Одним из первых, вместе с  Гладковым И.Ф., из дальней авиации в 392 ОДРАП пришел капитан Немлий Василий Сергеевич. Это был уже опытный бортинженер, имевший большой налет на самолетах Ту-95. Имел награды: орден Красной Звезды, орден Красного Знамени, орден Знак Почета, медаль "За боевые заслуги". Незадолго до перевода в морскую авиацию ему довелось участвовать в испытаниях атомного оружия на Новой Земле. Был представлен еще к одной высокой правительственной награде, но вручили ему ее только в двухтысячном году – он был награжден Орденом Мужества. Немлий В.С. стал первым бортовым инженером-инструктором в 392 ОДРАП, подготовил для полка будущих бортовых инженеров – наставников, таких как  Вартанов М.Т., Сумкин Г.И., Огородников В.И., Казанцев В.А, Журавлев Ю.В., Кухтин В.Г., Тишков П.Ф., Стецко О.

Немлий Василий Сергеевич родился 1 июня 1925 года в деревне Михайловка, Телегинского (Колышевского) района, Пензенской области. В 1940 году окончил семилетнюю школу, после окончания школы работал слесарем. В декабре 1942 года в возрасте 17 с половиной лет добровольно вступил в Вооруженные Силы и был направлен на учебу в Вольское военное авиаучилище механиков, которое окончил в мае 1944 года.

По окончании училища Немлий В.С. направлен авиатехником в 19-й учебный офицерский авиационный полк 27-й учебной офицерской авиационной дивизии авиации дальнего действия. В мае 1944 года 19-й УОАП базировался на аэродроме в районе г. Бузулук, Чкаловской (ныне Оренбургской) области и  был вооружен боевыми самолетами Ил-4, на которых производил обучение экипажей для фронта. В октябре 1944 года 19 УОАП перебазировался в г. Сорочинск, где находился до расформирования в декабре 1945 года.

В августе 1945 года Немлий В.С. переводится на должность авиатехника в 44-й учебный офицерский авиационный полк 27-й учебной офицерской авиационной дивизии, который дислоцировался с 1942 года на аэродроме Тоцкое Чкаловской области и также решал задачи подготовки экипажей самолетов Ил-4.

После расформирования полка, в июле 1946 года Немлий В.С. переводится в 890-й Брянский тяжело-бомбардировочный авиационный полк 45-й ТБАД, базирующийся в пос. Болбасово, под Оршей (Беларусь). В этом полку он проходит службу в должностях: механика авиационного, техника авиационного, борттехника корабля по радиотехническому вооружению.

Справочно (информация с сайта www.business-gazeta.ru): 890 ТБАП был необычный, так называемый, "трофейный" полк. Когда Красная Армия вошла в Восточную Европу, ей стали попадаться сбитые и совершившие вынужденные посадки британские и американские самолеты, вроде В-17 Flying Fortress. Восстановленные энтузиастами машины продемонстрировали командованию. 10 апреля 1945 года появилась директива, обязывающая все части и подразделения сообщать о подобных находках штабу 18-й воздушной армии. Причина проста - Пе-8 не хватало на вооружение даже одной дивизии (а других машин этого класса не было). Решили восстанавливать В-17 и В-24 Liberator, а затем доукомплектовать ими полки 45-й авиадивизии дальнего действия - единственного в стране соединения четырехмоторных бомбардировщиков. Американские самолеты пользовались уважением у советских летчиков за простоту в управлении, современные навигационные средства, бомбовые прицелы и радиооборудование и комфорт. В Казань 890-й ТБАП прибыл в составе 9 В-25 и 21 В-17. Здесь «летающие крепости» изучали работники авиазавода, начавшего осваивать производство Ту-4. Летом 1947 года полк начал переходить на Ту-4, и В-17 постепенно отправлялись на стоянку, а затем разрезались на металлолом.

 

На фото: Техническое обслуживание самолета Ил-4 19-го учебного офицерского авиаполка. Сорочинск, 1944 г.

 

В конце 1946 года 890 ТБАП выводится из состава 45 ТБАД и перебазируется в Казань. Немлий В.С. перебазируется к новому месту службы вместе с полком. Для выполнения полетов экипажами полка используется аэродром Казанского авиационного завода, а у летчиков и техников устанавливается тесная связь с заводскими инженерами и специалистами. На заводе как раз готовился к выпуску самолет Ту-4, а оборудование этого самолета и В-17 было во многом похожим.

На Казанском авиазаводе Василий Сергеевич встретил свою будущую жену, Екатерину Владимировну, где она работала конструктором. Они поженились в 1951 году. Екатерина Владимировна следовала с Василием Сергеевичем по всем местам его службы. У них родились сын Евгений и дочь Татьяна.    

Самолеты В-17 эксплуатировались в 890 ТБАП до лета 1947 года – момента выхода из заводских цехов первых серийных Ту-4, на которые полк и начал перевооружаться. В дальнейшем 890 ТБАП в Казани выполнял функции военного представителя на авиационном заводе по приему для ВВС выпускаемых самолетов.

С конца 1947 года 890 ТБАП полк получает новое наименование – 890-й Брянский отдельный учебно-тренировочный авиационный полк ДА. В полку переучивают на новые, тяжелые самолеты Ту-4 летный и инженерно-технический состав боевых частей дальней авиации.

В 1947 году Немлий В.С. сдает экстерном экзамены за техническое училище, и в сентябре этого же года ему присваивается первое офицерское звание младший техник-лейтенант. С 1948 года он приступает к летной работе в качестве борттехника по радиотехническому вооружению на самолете Ту-4.  В 1949 году ему присваивается звание техник-лейтенант.

В январе 1952 года Немлию В.С. присваивается очередное воинское звание старший техник-лейтенант и в июне 1952 года он переводится в 603 учебный авиационный полк Высшей офицерской летно-тактической школы командиров частей дальней авиации (г. Иваново) на должность бортинженера корабля.

На фото: Немлий В.С. на месте бортинженера Ту-4. 603 УАП, Иваново, 1956 г.

 

В 1957 году Немлий В.С. переводится в Дягилево (Рязань) на должность бортинженера в Летный центр по усовершенствованию штурманского состава. Уже в мае 1958 года этот Центр преобразовывается в Летный центр по освоению и боевому применению новой техники ДА, он служит в смешанной авиаэскадрилье старшим борттехником, продолжает летать на самолете Ту-4. Всего, начиная с 1948 года, на этом самолете он налетал более 2000 часов.

На фото: Немлий В.С. (справа). Летный центр по освоению и боевому применению новой техники дальней авиации, Рязань, 1958 г.

 

В январе 1960 года В.С.Немлий переводится служить в г. Узин (Украина) в 409 ТБАП из состава 106 ТБАД в качестве бортинженера корабля-инструктора. Предстояли интересные полеты на самолете Ту-95, которым был вооружен полк, многочасовые дальние маршруты.

В апреле 1960 года он впервые поднимается в небо на самолете Ту-95, в короткий период успешно осваивает его. В этом же месяце ему присваивается очередное воинское звание капитан технической службы. Дальше идет нелегкая и напряженная летная работа, связанная с выполнением стратегических задач, возлагаемых на экипажи Дальней авиации.

В июле 1961 года Немлию В.С. довелось участвовать в составе экипажа стратегического самолета Ту-95 в грандиозном и последнем в истории СССР воздушном параде, посвященном Дню Воздушного Флота СССР. Парад проводился на Тушинском аэродроме в Подмосковье и вошел в историю советской авиации. Фильм об авиапараде 1961 года.

Немлий В.С. принимал непосредственно участие в испытаниях ядерного оружия на полигоне Новой Земли. В 1962 году в составе экипажа самолета Ту-95 им было выполнено несколько вылетов на спецзадания. В одном из таких вылетов с аэродрома Оленья после сброса «изделия» на полигоне в районе Новой Земли произошло самовыключение одного из двигателей самолета. В экстремальных условиях, уже после срабатывания заряда, проявив выдержку и мужество, экипажу удалось запустить отказавший двигатель и выйти на расчетный режим полета. Все задания были выполнены успешно. За мужество, проявленное при выполнении государственного задания особой важности, В.С.Немлий был представлен к высокой правительственной награде, правда, получить он ее не успел – пришел приказ о зачислении его в распоряжение Главкома ВМФ.

С 30 декабря 1963 года он был уже зачислен в штат формируемого в Североморске 392 ОДРАП Авиации КСФ. Требовалось переучивать личный состав полка на новые, поступавшие на вооружение флота самолеты Ту-95РЦ. Так наградное представление затерялось где-то в штабах Дальней авиации, а Немлий В.С. в это время служил уже в далеком Североморске, в Морской авиации. Заслуженную награду – орден «Мужества», он получил намного позднее, в 2000-м году.

В 392 ОДРАП он приступает к полетам на самолете Ту-95РЦ, участвует в приемке и перегонке с завода новых самолетов, готовит для полка борттехников, облетывает самолеты, летает в районе аэродрома и на маршруты, участвует  в перегонке самолета на первые регламентные работы на будущий базовый аэродром Кипелово.

В сентябре 1966 года Немлий В.С. завершил свою летную биографию, в общей сложности налетав более 3000 часов и подготовив к будущим полетам целую плеяду молодых борттехников и бортинженеров.

С начала октября 1966 года, уже после перебазирования 392 ОДРАП на аэродром Кипелово, он был назначен заместителем командира авиационной эскадрильи по инженерно-авиационной службе. В январе 1967 года ему присвоено очередное воинское звание майор технической службы. В этой должности и в этом звании он и завершил свою службу в Вооруженных Силах СССР, уволившись в ноябре 1968 года по состоянию здоровья, оставив после себя в 392 полку добрую память.

По окончании службы Немлий В.С. с семьей переехал в г. Казань, где с февраля 1969 года работал секретарем комиссии по жилищным вопросам при исполкоме Казанского городского Совета депутатов трудящихся.

Умер Немлий Василий Сергеевич 23 февраля 2006 года, похоронен в г. Казани.

Немлий В.С. награжден: орденом Красной звезды (1956 г.), орденом Красного Знамени (1957 г.), орденом Знак Почета (1961 г.), орденом Мужества (2000 г.), медалью «За боевые заслуги» (1953 г.), медалью «За Победу над Германией» (1945 г.), рядом других медалей.

Фотографии из семейного архива Татьяны Немлий:

На фото: Немлий В.С. 890 ТБАП, Орша, 1946 г.

 

 На фото: Немлий В.С. 890 ТБАП, Орша, 1946 г.

 

\

На фото: Немлий В.С., бортинженер Ту-95 409 ТБАП. Узин, 1960 г. 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить