Из истории авиабазы Кипелово:

25.08.1969 года началось формирование 76 ОПЛАП ДД, вооружённый самолётами Ту-142, с дислокацией на аэродроме Кипелово и подчинением Командующему авиацией Северного флота.

Вы не авторизованы.


 

Рунец Владимир Харитонович, зам. командира 392 ОДРАП по ИАС

Вспоминая о людях, стоявших у самых истоков формирования 392 полка, в числе первых надо сказать о Рунце Владимире Харитоновиче, первом заместителе командира 392 ОДРАП по инженерно-авиационной службе. Это – человек с яркой биографией, участник Великой Отечественной Войны с начала и до ее последнего дня, защищавший в годы войны сначала Ленинград, а затем Советское Заполярье от немецких фашистов. Он с честью прошел свой боевой путь от юнги во второй бригаде подводных лодок Краснознаменного Балтийского Флота  до заместителя главного инженера инженерно-авиационной службы авиации Краснознаменного Северного Флота, многое сделавший для ее развития в послевоенное время.

Рунец Владимир ХаритоновичВ том, что на должность руководителя ИАС нового, перспективного по тем временам 392 ОДРАП, вооружаемого самой новейшей авиационной техникой в 1963 году назначили именно Владимира Харитоновича, не было ничего удивительного. Он пришел, уже имея авторитет, богатые знания и опыт организации работы инженерно-авиационной службы в других авиационных частях флота.  Рунец Владимир Харитонович и начальник штаба Толстов Михаил Борисович были назначены в 392-й полк приказом от 3.07.1963, первыми из руководящего состава. Именно им пришлось принимать в полк будущих одраповцев, заниматься их расселением и обустройством, начинать комплектование и формирование служб и подразделений полка, решать задачи, связанные с обучением и подготовкой технических и летных специалистов.

В дальнейшем Владимиру Харитоновичу пришлось приложить немало усилий для того, чтобы сформировать коллектив, способный решать задачи любой технической сложности. Все тогда в полку было впервые, и именно подполковник Рунец Владимир Харитонович с коллективом единомышленников заложил на многие годы вперед систему, позволявшую инженерно-авиационной службе полка работать в любом  напряженном режиме, не допуская сбоев. Он прослужил в полку ровно шесть лет, с 1963 по 1969 год. В конце 1969 года полк имел на вооружении уже 28 самолетов Ту-95РЦ и успешно выполнял любые задачи, исходя из своего предназначения. В состав боеготовых полк вошел еще ранее, осенью 1966 года. В этом несомненно была и заслуга заместителя командира 392 ОДРАП по ИАС подполковника Рунца Владимира Харитоновича.

О Рунце Владимире Харитоновиче всегда вспоминали тепло и по-доброму после его ухода из полка. Он был требовательным, но всегда по делу, мог быть жестким, если этого требовали служебные обстоятельства, но в равной степени был внимателен к подчиненным, их проблемам. Ветераны полка вспоминают его и сегодня добрым словом.

 Рунец Владимир Харитонович родился 1 января 1922 года в городе Кронштадт, Ленинградской области, в семье военнослужащего. После окончания 8 классов средней школы в возрасте 17 лет вступил на службу в Красную Армию. 

10 февраля 1939 года Рунец В.Х. был зачислен юнгой во 2-ю бригаду подводных лодок Краснознаменного Балтийского Флота, которая в то время базировалась в Кронштадте. В ноябре этого же года поступил на учебу в Военно-морское авиационно-техническое училище им. Молотова, в городе Молотов (Пермь), готовившее в то время авиационных механиков для морской авиации. Военную присягу на верность Родине курсант Рунец В.Х. принял 18 января 1940 года.

 

Рунец Владимир Харитонович

На фото:  Рунец В.Х. (первый справа) с курсантами ВМАТУ им. Молотова, 1940 год. 

Рунец В.Х.

 На фото:  выпуск Военно-морского авиационно-технического училища им. Молотова 1941 года. Рунец В.Х. третий справа во втором ряду. 

 

По окончании училища ему присваивается воинское звание сержант и с 20 июня 1941 года он уже зачисляется во 2-й резервный авиационный полк ВВС КБФ на должность авиамеханика. Так, в 19 лет он встретил Великую Отечественную войну. На вооружении этого полка в то время стояли самолеты И-153, УТ-1, УТ-2, У-2, базировался он на аэродроме Клопицы в 60 километрах от Ленинграда.

В июле 1941 года он переводится авиамехаником в 13-ю отдельную истребительную Краснознаменную авиационную эскадрилью ВВС КБФ, которая на начало войны базировалась на аэродроме Купля, Ленинградской области. Эскадрилья состояла из трех отрядов. На вооружении 1-го и 2-го отрядов находились истребители И-16, УТИ-4, И-15бис, УТ-1 и У-2, а 3-й отряд, вооруженный самолетами-штурмовиками Ил-2, в конце июля был преобразован в штурмовую эскадрилью и вошел в состав 57 СБАП ВВС БФ. С началом войны перед эскадрильей стояли задачи: прикрытие с воздуха аэродромов, сухопутных войск, кораблей флота и береговых объектов;  сопровождение своих штурмовиков и бомбардировщиков; штурмовка войск противника.

Оперативная обстановка на Балтике была напряженной и менялась очень быстро, менялись и задачи, стоящие перед 13-й ОИАЭ. Эскадрилья участвовала в ожесточенных боях над Ладогой, защищая Кронштадт и Ленинград от налетов противника. За период с июня по сентябрь 1941 года летчики 13-й ОИАЭ совершили 3440 боевых вылетов

В ноябре 1941 года Рунец В.Х отправлен на переучивание во 2-й резервный авиационный полк ВВС КБФ, в котором он начинал службу после училища Молотова. Полк к тому времени был перебазирован в г. Саранск (Мордовия, аэродром Рузаевка).

Рунец Владимир ХаритоновичПосле двухмесячного переучивания, в январе 1942 года Рунец В.Х. направляется на Северный Флот, где попадает служить в Североморск-2, авиамехаником в 78-й авиационный полк ВВС СФ, которым командовал Герой Советского Союза Борис Феоктистович Сафонов.

В июне 1942 года Рунца В.Х. переводят авиамехаником во 2-й гвардейский Краснознамённый авиационный полк имени дважды Героя Советского Союза подполковника Б.Ф.Сафонова, погибшего месяцем ранее при защите морского конвоя PQ-16. Полк базировался в Североморске-1, активно участвовал в боевых действиях. В августе 1942 года В.Х.Рунцу присваивается воинское звание старший сержант, а в мае 1943 года ему присваивается звание гвардии старшина.

 

На фото: Рунец В.Х, авиамеханик 2 гвардейского Краснознаменного авиаполка ВВС СФ. Североморск-1, 1943 год.

 

Из наградного листа на авиамеханика 1 ИАЭ 2 ГКАП им.Сафонова 6 ИАБ ВВС СФ гвардии старшего сержанта Рунца Владимира Хартитоновича:

«В авиаэскадрилье т.Рунец с первых дней Отечественной войны, работает механиком самолета. Дело свое любит и отдает все свои знания и умения для общего дела скорейшего разгрома врага.

т.Рунец один из первых среди механиков с упорной настойчивостью овладел иностранной матчастью самолетов и ее эксплуатацией. Он обслуживал самолеты – «Хаукер Харрикейн», «Киттихаук» и «Аэрокобра». Обслужил 203 боевых вылета, не имея при этом ни одного случая невыхода самолета в боевой полет по его вине.

Не считаясь со временем и своими личными делами т.Рунец не покладая рук готовит самолет к боевому вылету. За время эксплуатации иностранной матчасти т. Рунец собрал 3 самолета, произвел 5 полевых ремонтов в условиях суровой полярной зимы. Участник экспедиции по подъему и доставке поврежденных самолетов с места вынужденных посадок. Под его личным руководством поставлено 5 моторов на самолет. Моторы подготовлены в короткие сроки.

На самолетах, обслуживаемых т.Рунец, летчиками гвардейцами сбито 6 самолетов противника. В настоящее время т. Рунец обслуживает самолет гвардии мл.лейтенанта Бокий, который сбил на его самолете 3 самолета противника. Самолет всегда находится в боевой готовности.

т.Рунец дисциплинированный, авторитетный младший командир. Политически грамотен. Пользуется деловым авторитетом среди личного состава эскадрильи.

Достоин представления к правительственной награде орденом «Красная Звезда».

Вр. командир 2 ГКАП им. Сафонова гвардии майор Семенихин.»

5 мая 1943 года Рунец Владимир Харитонович награждается орденом «Красного Знамени», а 24 июля 1943 года Николаю Андреевичу Бокий, самолет которого обслуживал Владимир Харитонович, присваивается звание Героя Советского союза. Они потом, после войны, будут не однажды встречаться вместе с другими сафоновцами, вспоминая свою боевую молодость.

По окончании войны, приказом Ком.ВВС СФ от 25.07.1945 Рунец В.Х зачислен на сверхсрочную службу и в ноябре 1945 года направляется на курсы усовершенствования старших техников при ВМАТУ им.Молотова в городе Молотове (Пермь), по окончании которых, 20 сентября 1946 года ему присваивается звание мл. техник-лейтенант. Он направляется служить в город Ригу, на должность авиатехника летно-испытательной группы НИИ ВМС.

 

Для справки: 17 апреля 1946 г. летно-испытательную станцию ВВС ВМФ и 4-е ВМАУ (г. Феодосия) реорганизуют в Научно-исследовательский институт Авиации ВМС (НИИ АВМС) с дислокацией в городе Рига. Институт подчинялся управлению инженерно-авиационной службы ВВС ВМФ. В 1948 г. в Риге на озере Киш была создана летно-испытательная станция, как структурное подразделение института. В августе 1949 года НИИ Авиации ВМС был реорганизован в Научно-исследовательский институт №15 ВМС. 

В послевоенные годы основными направлениями деятельности НИИ АВМС было проведение испытаний и исследований авиационной техники и вооружения, которые предназначались для применения в морской авиации. В этом НИИ проходили испытания самолеты, вертолеты, средства поиска и обнаружения подводных лодок, средства поражения кораблей и подводных лодок., средства спасения на море, авиационное оснащение).

 

В январе 1949 года Владимиру Харитоновичу присваивается звание техник-лейтенант. Он поступает на учебу в школу рабочей молодежи г. Риги, чтобы получить общее среднее образование и иметь возможность продолжить обучение в высшем военном училище, в июне 1951 года он успешно заканчивает школу.

В июне 1950 года Рунец В.Х. переходит на летную работу, переводится на должность техника  бортового авиаэскадрильи летных испытаний института № 15 ВМС.

Рунец Владимир ХаритоновичВ апреле 1952 года ему присваивается звание старший техник-лейтенант, а в сентябре 1952 года он становится слушателем Рижского Высшего инженерного авиационного училища им. Ворошилова, которое успешно заканчивает в мае 1957 года.

 

На фото: Рунец В.Х, слушатель Рижского высшего инженерного авиационного училища им. Ворошилова, 1952 год.

 

По окончании училища Рунцу В.Х. присваивается звание старший инженер-лейтенант, и он направляется в распоряжение Командующего ВВС СФ. В конце июля 1957 года он назначается инженером эскадрильи,  заместителем командира эскадрильи по эксплуатации 9 гвардейского минно-торпедного авиационного полка дальнего действия, 5-й минно-торпедно-авиационной дивизии ВВС СФ. В октябре этого года ему присваивается звание инженер-капитан.

9 ГМТАП с середины 1956 года после самолетов Ту-14Т перевооружается и летает на самолетах Ту-16, базируется на аэродроме Североморск-1.

В августе 1958 года Рунец В.Х. назначается заместителем старшего инженера по регламентным работам и ремонту – начальником ТЭЧ этого же полка.

В конце 1958 года он переводится в 987 минно-торпедный авиационный полк дальнего действия, 5-й минно-торпедно-авиационной дивизии ВВС СФ на должность Старшего инженера-заместителя командира по инженерно-авиационной службе. В марте 1960 года Рунцу В.Х. присваивается звание инженер-майор.

 

Рунец Владимир Харитонович

На фото:  Рунец В.Х. (в президиуме третий справа) на торжественном собрании 987 МРАП. Североморск-3, 1962 год.

 

В связи с преобразованием в 1961 году минно-торпедной авиации в составе ВВС ВМФ в морскую ракетоносную авиацию 987 МТАП ДД был переименован в 987-й морской ракетоносный авиационный полк. Рунец В.Х становится заместителем командира по ИАС 987 МРАП авиации СФ987 МРАП летал на самолетах ТУ-16К-10 и Ту-16К-10-26, базировался на аэродроме Североморск-3.

В соответствии с Директивой ГШ ВМФ от 18.04.1963 начато формирование 392-го Отдельного Дальнеразведывательного Авиационного Полка Авиации Краснознаменного Северного Флота с временным местом дислокации в гарнизоне Североморск-1. Рунец Владимир Харитонович назначается заместителем 392ОДРАП по инженерно-авиационной службе приказом Командующего Авиации СФ от 3.07.1963, и одним из первых офицеров управления полка приступает к выполнению своих обязанностей. В 392 ОДРАП он полностью раскрылся, как руководитель старшего звена управления инженерно-авиационной службой. Под его руководством была создана ИАС 392 ОДРАП, послужившая впоследствии основой для формирования ИАС новых авиационных частей, получивших базировавшихся в гарнизоне Федотово.

Рунец Владимир Харитонович

На фото:  Рунец В.Х. среди технического состава 392 ОДРАП. 1960-е годы.

 

В 1965 году 392 ОДРАП успешно перебазируется из Североморска на основной аэродром базирования Кипелово. Рунец В.Х., организовав перебазирование ИАС полка и авиатехники, сам перелетает на боевом самолете в экипаже командира полка. Занимая должность заместителя командира полка по ИАС, он в то же время имел допуски к летной работе с места бортинженера, имел инструкторские навыки и участвовал в подготовке и контроле работы бортовых инженеров полка.

В июле 1969 года Рунец В.Х. назначается на должность заместителя главного инженера инженерно-авиационной службы авиации КСФ, в которой служит еще восемь лет. Уволился он в 1977 году, имея за плечами календарных 38 лет и два месяца службы, в льготном исчислении (учитывая службу в Заполярье и летную работу) это составило 53 года 4 месяца. Не каждый может похвастаться такой выслугой…

 

 Рунец Владимир Харитонович

На фото:  Рунец В.Х., заместитель главного инженера ИАС ВВС КСФ, на расследовании летного происшествия. 1970-е годы.

 

Рунец Владимир Харитонович

На фото:  Рунец В.Х. с командованием и инженерным составом 392 ОДРАП. Кипелово, 1976 год.

  

После увольнения Рунец В.Х. не расстается с авиацией. Переехав с семьей на жительство в город Николаев, он устраивается работать на Николаевский авиаремонтный завод, работает инженером ОТК.

Умер Владимир Харитонович Рунец 12 января 1987 года, похоронен в городе Николаеве (Украина).

За свою многолетнюю и добросовестную службу полковник Рунец Владимир Харитонович был награжден:

- тремя орденами «Красной Звезды»;

- орденом «Отечественной войны» II степени;

- орденом «За службу родине в Вооруженных Силах СССР» III степени;

- медалью «За боевые заслуги»;

- медалью «За оборону Советского Заполярья»;

- медалью «За оборону Ленинграда»;

- медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг»;

- медалью «За безупречную службу» I степени;

- юбилейными медалями и памятными знаками. 

 

Фотографии из семейного архива Рунца Владимира Харитоновича:

Рунец Владимир Харитонович

На фото: листовка политотдела ВВС КСФ о Рунце В.Х., начальнике ТЭЧ 9 Гвардейского минно-торпедного авиаполка дальнего действия. Североморск-1, 1958 год.

 

Рунец Владимир Харитонович

На фото:  Вручение награды Рунцу В.Х. командующим авиацией КСФ Кузнецовым Г.А.

  

Рунец Владимир Харитонович

На фото:  Вручение Боевого Знамени 392 ОДРАП. Круглов В.И., Хаяров Ю.В., Рунец В.Х. АС Кипелово, 2 ноября 1966 года.

 

Рунец Владимир Харитонович

 На фото:  Рунец В.Х. и Герой Советского Союза Бокий Н.А. 1970-е годы.

 

Рунец Владимир Харитонович

 На фото: Рунец Владимир Харитонович, 1980-е годы.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить