Из истории авиабазы Кипелово:

Лучшим офицером Северного флота в 2009 году признан командир 73 ОПЛАЭ ДД Александр Фаттеевич Будкеев.

Вы не авторизованы.


 

Гладков Иван Федорович, командир 392 ОДРАП

Иван Федорович Гладков, второй командир 392 ОДРАП, заслуженный военный летчик СССР, кавалер двух орденов Красной Звезды, возглавил полк после трагической гибели всего командования гарнизона в январе 1966 года. Под его руководством полк стал полноценной боевой единицей авиации ВМФ СССР, освоил дозаправку топливом в воздухе, совершил первые трансконтинентальные перелеты на Кубу и принял активное участие в грандиозных океанских учениях "Океан", участвовал в лунной программе.

Гладков в кабине Ту-95РЦГладков Иван Федорович  родился 25 ноября 1928 года в с. Петровка Ворошиловградской обл.  в семье военнослужащего. С 1947 по 1950 годы Иван Федорович проходил обучение в Балашовском Военном авиационном училище летчиков-бомбардировщиков дальней авиации, по окончании которого был направлен в распоряжении Якутского управления ГВФ г. Якутска для прохождения дальнейшей службы в должности второго пилота самолета Ил-4. 

Менее чем через год, в сентябре 1951 года лейтенант Гладков продолжает обучение в 597 Учебном авиационном полку Рязанской военной офицерской школы боевого применения дальней авиации в качестве летчика-стажера курсов командиров кораблей, после окончания которого возвращается в Якутское управлении ГВФ в качестве командира корабля-стажера спецгруппы дальней авиации.    

Но уже в ноябре 1953 года после полугодового обучения на курсах командиров кораблей в Конотопской Военной офицерской школе боевого применения дальней авиации продолжил службу в должности командира корабля Ту-4 в 184 Гвардейском бомбардировочном авиационном Полтавско-Берлинском Краснознаменном полку дальней авиации (г. Прилуки Черниговской обл.). В феврале 1954 года И.Ф. Гладкову присваивается звание старшего лейтенанта.  

В ноябре 1954 году И.Ф. Гладков переводится в 172 Гвардейский бомбардировочный авиационный Смоленско-Берлинский Краснознаменный полк дальней авиации (г. Миргород Полтавской обл.). В августе 1955 года вступает в должность командира отряда 172 ГБАП, вооруженного самолетами Ту-4.

Капитан Гладков

В апреле 1956 г. получает звание капитана и в декабре становится заместителем командира авиационной эскадрильи 172 ГБАП, службу продолжает в г. Умань Черкасской обл. В августе 1958 года И.Ф. Гладкову было присвоено звание «Военный летчик 1-го класса».

 

На фото:  капитан Гладков, командир отряда 172 ГБАП. 1956 год, г. Миргород Полтавской области УССР 

 

В начале 1959 года в должности командира отряда продолжает службу в 1006 тяжелом бомбардировочном авиационном полку 106 тяжелой бомбардировочной авиадивизии 43 Воздушной Армии дальней авиации (г. Узин Киевской обл.), вооруженного самолетами Ту-95. 

Справочно: 106 ТБАД была создана в 1955 году для формирования новейшими бомбардировщиками Ту-95, когда еще самолет не был принят на вооружение. Первым командиром дивизии был один из самых опытных командиров дальней авиации дважды Герой Советского Союза А.И. Молодчий. Личный состав полков входящих в 106 ТБАД (409 ТБАП, 1006 ТБАП) формировался из числа лучших летчиков бомбардировочных полков дальней авиации СССР. Экипажи этой дивизии вели группу Ту-95 на воздушном параде 1956 года. Для летчиков того времени попасть в 106 ТБАД было большой честью. Поэтому зачастую переходы летчиков из других полков в 106 ТБАД сопровождались понижением должности.   

В августе 1959 года Ивану Федоровичу Гладкову, командиру отряда Ту-95 1006 ТБАП, присвоено очередное воинское звание майор. В декабре того же года он назначается заместителем командира тренировочной авиационной эскадрильи. В мае 1961 года экипаж майора Гладкова принял участие в авиационном параде в г. Москве, в июле этого же года Указом Президиума Верховного Совета СССР он награждается орденом Красной Звезды.

В начале 1962 года майор Гладков становится командиром эскадрильи 1006 ТБАП, а через полгода переводится в 182 Гвардейский бомбардировочный авиационный полк, также входящий в 106 ТБАД, на должность командира эскадрильи (г. Моздок Северо-Осетинской АССР). В апреле 1963 года было И.Ф. Гладкову присвоено звание подполковника.

В сентябре 1963 года подполковник Гладков прибывает в г. Североморск на службу в созданный 392 Отдельный дальнеразведывательный авиационный полк авиации Северного флота сначала в качестве командира эскадрильи, а с января 1964 года заместителя командира полка. Первый самолет Ту-95РЦ 392 ОДРАП получает в ноябре 1964 года и начинается его освоение. Иван Федорович Гладков, имевший опыт полетов на бомбардировщике Ту-95, становится основным летчиком-инструктором для личного состава полка, сформированного из морских летчиков, пилотировавших разведчики Ту-16Р.  27 мая 1965 года экипаж командира полка подполковника А.С. Федотова с инструктором подполковником И.Ф. Гладковым выполнил первый полет на полный радиус действия самолета. К осени 1965 года 392 ОДРАП перебазировался на место постоянной дислокации аэродром Кипелово, построенный специально для его базирования.

23 января 1966 года в результате катастрофы транспортного самолета Ан-8 погиб руководящий состав 392 ОДРАП, в том числе и его первый командир подполковник Александр Сергеевич Федотов. В этой сложнейшей ситуации подполковник Гладков принимает командование полком, сформированным, но не выведенным на необходимый уровень подготовки. Второго летчика со всеми допусками и опытом полетов на Ту-95 в полку не было. Фактически И.Ф. Гладков "поставил на крыло" всех первых командиров экипажей 392 ОДРАП, в том числе будущих командиров полка (Меленный, Дубинский, будущий командующий авиацией ВМФ Потапов). 

 

Полковник Гладков15 сентября 1966 года 392 ОДРАП в составе 10 экипажей был введен в боевой состав сил Краснознаменного Северного флота. Продолжалась активная работа по повышению боевой эффективности полка. Оценкой самоотверженного труда служит награждение И.Ф. Гладкова в феврале 1967 года вторым орденом Красной Звезды.

 

На фото: полковник Гладков, командир 392 ОДРАП, кавалер двух орденов Красной Звезды, заслуженный военный летчик СССР. 1968 год, Федотово.  

 

16 апреля 1967 года экипажами подполковников Гладкова и Хаярова выполнен первый полет 392 ОДРАП на воздушную разведку с дозаправкой топливом в воздухе. В августе 1967 года И.Ф. Гладкову присваивается очередное воинское звание – полковник.  

1 августа 1968 года пара самолётов Ту-95РЦ 392 ОДРАП, пилотируемых командиром полка полковником И. Ф. Гладковым и командиром эскадрильи майором А. И. Старцевым выполнила разведывательный полёт в Индийский океан с дозаправкой в полёте над территорией Ирана. Продолжительность полёта составила 20 ч. В августе 1968 года Указом Президиума Верховного Совета СССР полковнику Гладкову было присвоено почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР».

21 сентября 1968 года восемь экипажей 392 ОДРАП во главе с полковником Гладковым выполнили вылет с дозаправкой топливом в полете в Индийский океан на обнаружение возвращающегося «лунника» в рамках космической лунной программы СССР.

 

Справочно: Экипажи взлетали с аэродрома Моздок слетанными парами: сначала танкер 3М, через 2 мин - Ту-95РЦ. Интервал между парами был 1 ч, а взлет головной пары, исходя из выданного времени раскрытия парашюта "лунника", рассчитан и выполнен так, что к моменту "Ч" первый Ту-95РЦ выходил в наиболее удаленную южную точку (до широты 13 град. южного полушария) между крайним южным и соседним с ним ЭОС. Лететь до нее было около 10 ч. После взлета каждая пара выходила на Тбилиси и затем на Джульфу - пункт на границе с Ираном, являвшийся выходным коридором. Далее отворот влево на Тегеран и после него - через города Мешхед, Бирджанд и Захедан к побережью Индийского океана. Над берегом - начало дозаправки. К этому моменту у Ту-95РЦ вырабатывалось такое количество топлива, какое мог максимально отдать танкер (около 20 т), чтобы потом долететь обратно. Заправка длилась 10-12 минут. Более 10 полетов экипажи полка выполнили с Моздока в Индийский океан и обратно, обеспечивая нашу "лунную" программу.

 

Высоко была оценена руководством ВМФ деятельность самолётов Ту-95РЦ 392 ОДРАП на маневрах ВМФ «Океан» в апреле-мае 1970 года. Восемь самолётов (командиры кораблей Гладков, Хаяров, Старцев, Меленный, Бандорин и др.) на начальном этапе учений с дозаправкой в воздухе на маршрутах в виде расходящегося веера произвели вскрытие надводной обстановки в Норвежском море и Атлантическом океане до рубежа полуострова Н. Шотландия - Канарские о-ва. Продолжительность полёта составила 22 ч. По итогам учений полк одним из первых на флоте награжден Вымпелом Министра обороны СССР за мужество и воинскую доблесть.

 

Справочно: Учения «Океан» - самые крупные учения ВМФ СССР. В них одновременно участвовали все советские военно-морские силы, действия которых развертывались на огромных пространствах Атлантического, Ледовитого и Тихого океанов и прилегающих к ним морей. Обстановка на маневрах была максимально приближена к реальным боевым условиям: корабли и самолеты действовали на максимальных удалениях от своих баз, проводились двусторонние учения, выполнялись учебно-боевые стрельбы и атаки, решались поисковые задачи, осуществлялась высадка десанта и отражение его. Кораблям приходилось совершать выходы в море в период сильных штормов.

Куба, 1970В рамках учений "Океан" 18-21 апреля 1970 года экипажи 392 ОДРАП полковника Гладкова и майора Старцева впервые выполнили трансатлантический полет на воздушную разведку с посадкой на аэродроме «Хосе Марти» (Республика Куба). Этим полетом был открыт новый этап в боевой деятельности полка. Началось освоение полетов на БС с использованием аэродромов дружественных государств, что еще больше расширило возможности полка по ведению воздушной разведки в акватории Атлантического океана.  

 

На фото: Куба, 1970 год. Второй слева Рауль Кастро, третий полковник Гладков, седьмой капитан Флегонтов.

 

 

 

3 сентября 1971 года командир 392 ОДРАП полковник Иван Федорович Гладков погиб в авиационной катастрофе (ссылка на статью о катастрофе 03.09.1971 года) при исполнении служебных обязанностей поблизости от своего аэродрома. Похоронен в братской могиле вместе со своим последним экипажем на мемориальном кладбище гарнизона Федотово.

 

Источники:

документы из семейного архива внука И.Ф. Гладкова Ивана Третьякова;

воспоминания ветеранов 392 ОДРАП. 

Недостаточно прав для комментирования