Из истории авиабазы Кипелово:

23.01.1966 года при перелете на Военный Совет ВВС СФ при заходе на посадку на аэродроме Лахта потерпел катастрофу самолет Ан-8, на борту которого находился руководящий состав 392 ОДРАП. Погибло 17 человек, в том числе первый командир полка Александр Сергеевич Федотов.

Вы не авторизованы.


 

Федотов Александр Сергеевич, первый командир 392 ОДРАП

История аэродрома Кипелово и самого авиационного гарнизона неразрывно связана с именем Александра Сергеевича Федотова, первого командира 392 ОДРАП и первого начальника гарнизона Федотово. 

Подполковник А.С. Федотов

На фото: Подполковник А.С. Федотов 

Александр Сергеевич Федотов родился 26 октября 1926 года в селе Чеково Владимирской области. Впоследствии семья переехала в Москву, где он начал учиться в школе. Но с началом Великой Отечественной войны семья была эвакуирована и Александр Сергеевич окончил школу на Урале, в г. Нижний Тагил.

В ноябре 1943 года, когда ему исполнилось только 17 лет, добровольцем пошел в военкомат с просьбой призвать на службу в армию. 20 ноября 1943 года он был призван в Вооруженные силы и направлен для обучения в 3-я школа пилотов первоначального обучения ВВС ВМФ (эвакуированную в Сарапул, Удмуртия из Курска), где его однокурсником был будущий один из первых космонавтов СССР Павел Иванович Беляев (уроженец Вологодской области).

В июне 1944 года для продолжения обучения А.С. Федотов был направлен в  военно-морское авиационное училище им. Леваневского (г. Николаев), которое успешно окончил в декабре 1946 года. Как один из лучших выпускников, лейтенант Федотов оставлен служить в училище в качестве летчика-инструктора.

Авиационным полком, в котором в декабре 1947 года началась строевая карьера А.С. Федотова, был 569 авиационный полк ВВС ЧФ (должность – старший летчик самолета Пе-2). В феврале 1951 года А.С. Федотову было присвоено очередное воинское звание -  старший лейтенант. В марте того же года он продолжил службу в 1676 минно-торпедном авиационном полку ВВС ЧФ, где служил на разных должностях до августа 1955 года (до июня 1951 года - старший летчик, 1951-1954 гг. - командир звена, 1954-1955 гг. – заместитель командира эскадрильи), летал на самолете Ил-28. В июле 1953 года А.С. Федотову присвоено очередное воинское звание – капитан.

В 1955-1958 гг. капитан А.С. Федотов прошел обучение на командном факультете Краснознаменной Военно-Воздушной Академии. Выпуск с отличием из Академии ознаменовался для А.С. Федотова присвоением очередного воинского звания - майор и направлением на должность командира эскадрильи 981 минно-торпедного авиационного полка ВВС ЧФ (Джанкой, Крым, Украина). 

 

До июля 1962 года А.С. Федотов служил на должности командира эскадрильи последовательно в нескольких полках морской авиации Черноморского флота:

1958-1959 гг. - 981 минно-торпедный авиационный полк (Джанкой, Крым, Украина), вооруженный самолетами Ил-28; 

1959-1960 гг -  819 гвардейский минно-торпедный авиационный полк (Веселое, Крым, Украина), вооруженный самолетами Ил-28;

1960-1962 гг. - 124 морской ракетоносный авиационный полк (Гвардейское, Крым, Украина)), вооруженный самолетами Ту-16. 

 

Федотов 943 ОМРАПВ декабре 1961 года А.С. Федотову присвоено очередное воинское звание – подполковник. Тогда же присвоена классная квалификация "Военный летчик 1-го класса". В июле 1962 года подполковник Федотов был направлен на должность заместителя командира 943 отдельного морского ракетоносного авиационного полка ВВС ЧФ (Октябрьское, Крым, Украина), вооруженного самолетами-ракетоносцами Ту-16. Переучивание прошел в г. Николаеве, в 33 ЦБП ВВС ВМФ.

 

На фото: А.С. Федотов руководит полетами 943 ОМРАП. Октябрьское, 1962 год. 

 

5 октября 1963 года приказом Главнокомандующего ВМФ СССР подполковник А.С. Федотов назначен командиром 392 ОДРАП, принципиально нового полка в составе морской авиации СССР с временным местом базирования в г. Североморск.  В это время формируется первая эскадрилья нового полка.  Федотов лично подбирает руководящий и летный инструкторский состав, ставший в скором времени прочным коллективом единомышленников. 

Первое командование 392 ОДРАП 

На фото: Офицеры первого командования 392 ОДРАП. Слева направо: Шишов А.С. (зам. ком. АП по п/ч), Рунец В.Х. (зам. ком. АП по ИАС), Федотов А.С. (ком. АП), Хаяров Ю.В. (зам. ком. АП), Афанасьев Г.Н. (ком.1 АЭ), Захаров Г.И. (ком 2 АЭ), Гладков И.Ф. (зам. ком. АП). Североморск, 1964 год  

Под руководством А.С. Федотова личный состав полка приступил к освоению совершенно нового авиационного комплекса. 5 ноября 1964 года первый самолет Ту-95рц поступает в полк, и уже к началу 1965 года два экипажа подготовлены к полетам в ПМУ. До этого времени летный состав поддерживал летные навыки, летая на самолетах Ту-16. 27 мая 1965 года экипаж командира полка подполковника Федотова с инструктором подполковником Гладковым, имеющего опыт пилотирования бомбардировщиков Ту-95, выполнил первый полет на полный радиус действия самолета Ту-95РЦ. 23 июня 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР полку было вручено боевое знамя части.

 

Наряду с освоением новой авиационной техники руководством полка под руководством подполковника Федотова решалась масштабная задача перебазирования 392 ОДРАП на его постоянное место базирования - аэродром Кипелово со строительством новых военного и жилого городков. Командир полка одновременно был и начальником гарнизона. 31 августа 1965 года перебазирование полка на место постоянной дислокации было завершено. Построен первый жилой дом, начался первый учебный год в средней школе. Много сил и энергии А.С.Федотов вынужден был отдавать организации хозяйственной жизни и деятельности еще только строящегося гарнизона. Налажены прочные контакты с местными органами власти, решен целый ряд бытовых проблем и вопросов.  

1965 год характеризуется, как год, целиком и полностью посвященный обучению экипажей. Грамотно спланированная подготовка летных экипажей позволила заложить основы боеготовности 392 ОДРАП, и 6 декабря 1965 года экипажи Гладкова И.Ф. и Никонова А.П. впервые выполнили полет на боевую службу в Северо-Восточную Атлантику с выявлением АВМ ВМС США «Америка». 

23 января 1966 года при перелете на Военный Совет ВВС Северного флота при заходе на посадку на аэродроме Лахта потерпел катастрофу транспортный самолет Ан-8 (экипаж капитана В.А. Кропанёва из состава 912 отдельного транспортного авиационного полка), на борту которого находился руководящий состав гарнизона Кипелово. Среди них и командир 392 ОДРАП подполковник А.С. Федотов.

 Первый памятник За два с небольшим года А.С. Федотов состоялся, как командир первого в СССР авиационного дальнеразведывательного полка, предназначенного решать задачи стратегического значения, заслужил искреннее уважение товарищей по службе. Под его руководством были заложены основы 392 ОДРАП, как боевой единицы ВВС Северного флота. А.С. Федотовым и его боевыми друзьями было положено начало лучших традиций авиационного гарнизона Федотово.

 

Похоронен А.С. Федотов на мемориальном кладбище поселка Федотово.  

 

 

 

На фото: Первый памятник офицерам первого командования 392 ОДРАП и авиабазы Кипелово, погибшим в авиационной катастрофе 23 января 1966 года. Кипелово, 1966 год. 

 

12 февраля 1966 года решением Вологодского областного Совета депутатов гарнизону было присвоено наименование «Федотово» в честь его первого начальника подполковника Александра Сергеевича Федотова.

 


Валерий Александрович Федотов, сын Александра Сергеевича, продолжил славную авиационную династию. После гибели отца онпоступил в Сасовское летное училище гражданской авиации, которое окончил в 1970 году. В 1978 году Валерий Александрович окончил Академию гражданской авиации. 

Работал ведущим, затем главным пилотом-инспектором Министерства гражданской авиации СССР. Пилот 1-го класса гражданской авиации.

С 1982 года, после окончания школы летчиков-испытателей (г. Жуковский),  Валерий Александрович продолжает летную карьеру в качестве летчика-испытателя Министерства авиационной промышленности СССР. В мае 1986 года Валерий Александрович принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1992 году В.А. Федотову был присвоен 1-й класс летчика-испытателя.

За годы работы в гражданской авиации Валерий Александрович Федотов освоил более 15 типов летательных аппаратов, общий его налет составляет более 7000 часов. Валерий Александрович живет в Москве.

Фотографии из архива Валерия Александровича Федотова:

Курсант Федотов Федотов А.С.
 Александр Сергеевич Федотов - курсант 3-й школы пилотов первоначального обучения ВВС ВМФ. Сарапул, Удмуртия, 1943 год  Курсанты Военно-морского авиационного училища им. Леваневского. Третий слева - А.С. Федотов. Николаев, 1944-46 годы
 

Федотов А.С.

 
 Старший лейтенант А.С. Федотов,
летчик 1676-го минно-торпедного авиационного полка ВВС ЧФ. 1952-53 годы
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить