Из истории авиабазы Кипелово:

1 сентября 1963 года началось формирование 392 ОДРАП.

Вы не авторизованы.


 

Дубинский Владимир Иванович, командир 76 ОПЛАП и 392 ОДРАП

Имя Дубинского Владимира Ивановича знакомо многим морским авиаторам, но более всего каждому, кто служил в авиационном гарнизоне Федотово. Своим командиром полка его по праву считают и противолодочники, и разведчики.

Дубинский В.И.В 392 ОДРАП он служил и летал почти с основания полка, прийдя в него в 1966 году. Затем, при формировании в гарнизоне первого в ВМФ СССР противолодочного полка дальнего действия, ему было поручено возглавить этот полк в 1969 году. Владимир Иванович первым среди строевых летчиков освоил новый для авиации СССР самолет Ту-142. Под его руководством прошло формирование полкового ядра 76 ОПЛАП и освоение противолодочного комплекса Ту-142. В трудное для 392 ОДРАП время, после двух тяжелых катастроф в 1971 году, Дубинский В.И. назначается его командиром и начальником гарнизона. Стабилизировав обстановку, он вывел полк в передовые в авиации Военно-морского флота СССР. В 1972-1973 годы 392 ОДРАП освоил сложнейшие трансатлантические перелёты на Кубу и в Гвинею. С аэродромов этих дружественных нам государств экипажи вели воздушную разведку корабельных группировок НАТО уже в западной и центральной Атлантике. В 1973 году 392 ОДРАП был награждён Вымпелом Министра Обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». Большая заслуга в этом его командира полковника Дубинского В.И.

За время его командования полками не был потерян ни один лётный экипаж. Оставив летную работу и перейдя служить в 1975 году на Кубу в качестве военного советника по авиации, он не потерял связь с гарнизоном, поскольку тесно работал с экипажами своих полков, выполнявшими полеты на боевую службу с острова Свободы. Уволившись с военной службы, уехав из гарнизона Федотово, которому отдал лучшие годы своей жизни, Владимир Иванович принимал и принимает участие и сегодня во всех его мероприятиях, приезжает, встречается с однополчанами. Он снискал уважение к себе редким сочетанием высоких качеств офицера, высококлассного летчика, командира и человека в одном лице.  

Воспоминания Дина Стила (VF-31 ВМФ США) о перехвате Ту-95РЦ 19 декабря 1977 года

Дин Стил, коммандер (подполковник) ВМФ США (в отставке).

Недавно я прочитал рассказ Павла Бурмистрова «Фото для Фиделя Кастро». Поделюсь своими впечатлениями об этой истории с нашей точки зрения, детально, от взлета до перехвата. Интересно, как радикально могут различаться впечатления с противоположных сторон.

В декабре 1977 года я был лейтенантом, проходившим службу в эскадрильи VF-31, летавшей на Фантомах (F-4 Phantom) с авианосца Саратога (CV-60). Мы только что закончили шестимесячный поход в Средиземном море и были очень рады вернуться домой до Рождества. Насколько я помню, тот поход завершался точно в срок без нежелательных продлений, как иногда бывало.

Две находящихся на борту авианосца эскадрильи, VF-31 и VF-103, были в первую очередь нацелены на авиационное прикрытие, включая противовоздушную оборону оперативной группы. Первоначально к нам поступала информация от операторов РЛС авианосца, а также от самолетов раннего радиолокационного обнаружения E-2C Хокай (Hawkeye) из состава эскадрильи VAW-123. После этого операторы РЛС (RIO), располагавшиеся на заднем кресле Фантома, обнаруживали приближающийся самолет на своем радаре и давали нам команды по его перехвату или, в случае враждебных действий, определяли и передавали параметры для пуска ракет.

 

Когда была вероятность того, что советские самолеты могут нанести нам визит, мы должны были быть в пятиминутной готовности, которая подразумевала нахождение в самолете, на катапульте и быть готовым к взлету. Когда поступала команда на взлет, мы запускали двигатели, производили финальные проверки и были готовы взлететь, как только корабль повернется по ветру. Ожидание взлета было утомительным (и порой в холодных и некомфортных условиях), но возможность вылета и перехвата «вражеского» борта, который во время боевых действий был способен потопить наш корабль, делала наше задание захватывающим. В тоже время мы переговаривались с персоналом эскадрильи и техниками на катапульте, которые также ожидали команды на наш взлет.

Воспоминания Вотякова В.И., заместителя командира 3 АЭ 392 ОДРАП

Вотяков Валентин Иванович. Служил в 392 ОДРАП с 1969 года по 1977 год. Закончил службу заместителем командира  3-й авиационной эскадрильи. Рассказывает о страницах своей биографии и событиях из истории полка, наиболее ему памятных. В настоящее время проживает в городе Ижевске. 

Вотяков В.И. "Служил в хорошее время"

В конце 1969 года я был переведен в Кипелово правым летчиком в 392 ОДРАП. Переучивалось нас несколько человек: Корнилов, Дешин, Симачев, Хлыбов. Это кого помню. Так как я имел опыт полетов на дозаправку, был определен в 1 АЭ в экипаж майора Осадчего И.Г., с которым раньше служили в Оленьей. В январе 1970 года меня провез командир 1 АЭ подполковник Растяпин А.Г. После этого стал летать. В 1 АЭ у нас была очень дружная компания праваков: два «маршала» – Василевский и Вершинин, Коля Стрижаков, Миша Мирончик, затем влился Петя Дьячко.

Федотов Александр Сергеевич, первый командир 392 ОДРАП

История аэродрома Кипелово и самого авиационного гарнизона неразрывно связана с именем Александра Сергеевича Федотова, первого командира 392 ОДРАП и первого начальника гарнизона Федотово. 

Подполковник А.С. Федотов

На фото: Подполковник А.С. Федотов 

Александр Сергеевич Федотов родился 26 октября 1926 года в селе Чеково Владимирской области. Впоследствии семья переехала в Москву, где он начал учиться в школе. Но с началом Великой Отечественной войны семья была эвакуирована и Александр Сергеевич окончил школу на Урале, в г. Нижний Тагил.

В ноябре 1943 года, когда ему исполнилось только 17 лет, добровольцем пошел в военкомат с просьбой призвать на службу в армию. 20 ноября 1943 года он был призван в Вооруженные силы и направлен для обучения в 3-я школа пилотов первоначального обучения ВВС ВМФ (эвакуированную в Сарапул, Удмуртия из Курска), где его однокурсником был будущий один из первых космонавтов СССР Павел Иванович Беляев (уроженец Вологодской области).

В июне 1944 года для продолжения обучения А.С. Федотов был направлен в  военно-морское авиационное училище им. Леваневского (г. Николаев), которое успешно окончил в декабре 1946 года. Как один из лучших выпускников, лейтенант Федотов оставлен служить в училище в качестве летчика-инструктора.