Из истории авиабазы Кипелово:

23.01.1966 года при перелете на Военный Совет ВВС СФ при заходе на посадку на аэродроме Лахта потерпел катастрофу самолет Ан-8, на борту которого находился руководящий состав 392 ОДРАП. Погибло 17 человек, в том числе первый командир полка Александр Сергеевич Федотов.

Вы не авторизованы.


 

Дейнека Владимир Григорьевич, командир 76 ОПЛАП

В.Г. Дейнека

Дейнека Владимир Григорьевич был командиром 76 ОПЛАП в период его интенсивного развития (перевооружение на Ту-142М, расширение районов деятельности).

Генерал-полковник авиации, заслуженный военный летчик Российской Федерации, командующий авиацией ВМФ России в 1994-2000 годах. Летал на самолетах ЯК-18, ИЛ-28, ТУ-16, ТУ-142, вертолете КА-25. Общий налет – более 3 тысяч часов.

Кандидат военных наук.

Лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники.

Награжден советскими и российскими орденами и медалями.

Почетный гражданин города Очаков (Украина).

 Дейнека ГагаринВладимир Григорьевич Дейнека родился 8 мая 1940 года в городе Феодосия Крымской области.  1963 году закончил с отличием Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков (начинал учебу в Кировоградском ВВАУЛ, которое было расформировано в ходе реформ 50-годов).

 

 

На фото: Незабываемая встреча с Юрием Гагариным. Справа – курсант В.Г. Дейнека. Оренбургское ВВАУЛ, август 1961 год.

 

По окончании училища лейтенант Дейнека был направлен для прохождения службы в 540 Морской ракетоносный авиационный полк (исследовательско-инструкторский) (Николаев). 

В 1966 году В.Г. Дейнека продолжил обучение на курсах офицерского состава при Центре авиации Военно-Морского Флота.

В 1973 году Владимир Григорьевич окончил с отличием Военно-морскую академию, по окончании которой был назначен командиром морской ракетоносной эскадрильи, а через год, в сентябре 1974 стал командиром 555 Противолодочного смешанного авиационного полка (исследовательско-инструкторского) (Николаев).

Справочно: 555-й авиационный полк был сформирован 10.06.1959 года как авиаполк вертолетов (исследовательско-инструкторский). В том же году он вошел в состав 33-го Центра боевого применения и переучивания летного состава авиации ВМФ, созданного в Николаеве в 1959 г. на базе Военно-морского минно-торпедного авиационного училища им. С. А. Леваневского. В 1967 году 555-й полк был переименован в противолодочный смешанный авиаполк (исследовательско-инструкторский). Его 1-я эскадрилья на самолетах Ил-38 (с 1969 года), Ту-142 (с 1970 года), Ту-95РЦ (с 1970 года) базировалась на аэродроме Кульбакино в 60 км восточнее г. Очакова, 2-я эскадрилья на самолетах Бе-12 и Ан-2 и 3-я эскадрилья на вертолетах Ка-25, Ми-8 (с 1969 года), Ми-14 (с 1975 года) летали в Очакове. В 1988 году часть переименовали в 555-й противолодочный вертолетный полк, который после распада СССР перешел в 1992 году под юрисдикцию Украины. В 2004 году полк был расформирован.  

 

За 45 лет своего существования полк выполнял широкий спектр задач: переучивал летчиков, штурманов и целые экипажи для частей морской авиации всех флотов ВМФ СССР, вводил в боевой состав новую авиатехнику. Летчики полка в 1967 г. участвовали в дальнем походе в Индийский океан с задачей обеспечения спасения спускаемых аппаратов с космонавтами в случае их приводнения в этом районе (программа «Эллипс»). 555-й авиаполк внес достойный вклад в создание и совершенствование противолодочных сил нашего флота, подготовив 1.100 экипажей, 980 из них – к полетам на противолодочных самолетах и вертолетах. Многие офицеры кипеловских полков прошли переучивание в этом полку. Он стоял у истоков создания корабельной авиации: в нем готовили экипажи для полетов с ПКР «Москва», летчиков для самолетов с вертикальным взлетом и посадкой ЯК-38. Его экипажи участвовали в полетах по испытанию ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Авиаторы полка оказывали помощь в переучивании летчиков и освоении авиатехники за рубежом (Египет, Сирия, Куба, Югославия). 555-й авиаполк стал единственной частью отечественной авиации, в штате которой находилось более десяти типов самолетов и вертолетов, не считая их различных модификаций.

В 1976 году подполковник В.Г. Дейнека назначен командиром 76 ОПЛАП. В этот период значительно расширились районы деятельности полка - экипажи приступили к регулярным поискам ПЛАРБ в Норвежском море, Северо-Восточной Атлантике и Гренландском море. Под руководством В.Г. Дейнеки 76 ОПЛАП прошел перевооружение на Ту-142М с ППС "Коршун" и сформирована 3 авиационная эскадрилья. 

Ярким эпизодом службы стали полеты экипажей Дейнеки и Маракулина на обеспечение Арктического перехода экспедиции газеты "Комсомольская Правда" Дмитрия Шпаро. Из интервью В.Г. Дейнеки газете "Комсомольская Правда": "В апреле 1979 года меня вызвал командующий авиацией Северного флота генерал-лейтенант Ручков и поставил задачу: осуществить поиск полярной экспедиции, установить с лыжниками связь. «Фактом своего появления над ними ты окажешь ребятам моральную поддержку», - завершил генерал. 

Прежде ни я, ни кто-нибудь другой в полку на полюс не летал. Из Москвы, из штаба, к нам прибыл главный штурман военно-морской авиации и прямо сказал: задание поступило со Старой площади, то есть из ЦК, так что оплошать мы ну никак не должны. Я решил идти сам, а ведомым определил экипаж майора Маракулина.

Первый полет состоялся 18 мая, мы его специально совместили с плановым парашютным сбросом, который осуществлял Ил-14 из Якутии. Полярные летчики на «Иле» вывели нас по радио в нужный район. А там солнце яркое слепит, гряды торосов, как шрамы, исполосовали океан, ничего за ними не рассмотреть. Тогда принимаю решение: Маракулина оставить наверху на высоте 1000 метров, а сам опускаюсь до 200 метров и начинаю поиск. Летчик с «Ила», когда меня увидел, обалдел совершенно: «Ты только близко не подходи, а то мою машину сдуешь, как пылинку». И вот я прохожу прямо над красной палаткой. Дима Шпаро мне потом рассказывал, что ребята перепугались. Такой огромный самолет над ними промчался, аж льды заколыхались. Мы переговорили по УКВ-связи с участниками экспедиции, спросили, что им сбросить, когда придем в следующий раз. «Нам ничего не нужно, - ответили лыжники. - Приятно, что вы над нами, большое вам спасибо за заботу». Спустя 10 часов 57 минут мы вернулись на аэродром.

Второй вылет состоялся через четыре дня, когда до полюса им оставалось чуть больше ста километров. Мы также находились в небе почти 11 часов: нашли лагерь, сбросили ребятам посылочку (контейнер лег прямо рядом с палаточкой - вот как сработал штурман Бессонов, отвечавший вообще-то за бомбометание), потом прошли по курсу экспедиции до полюса, чтобы посмотреть ледовую обстановку, вернулись и по радио рассказали ребятам о том, что видели.

Третий полет был уже на полюс, 31 мая, когда экспедиция находилась на Северном полюсе."

Дейнека Ту-16В 1979-1984 годах В.Г. Дейнека служил командиром 5 Морской Ракетоносной Авиационной Дивизии ВВС КСФ.  

 

На фото: Командир авиасоединения подполковник В.Г. Дейнека за штурвалом ТУ-16. 1970-е годы.
 

Ярчайшей страницей не только биографии В.Г. Дейнеки, но и всей истории морской авиации страны явились учения июня 1984 года, когда он являлся ведущим группы в 104 самолета. Причем не просто одновременно находившихся в воздухе, а следовавших в одном боевом порядке. Перехватчики НАТО, всегда сопровождающие ракетоносцев-североморцев при их полетах «за угол» (в Атлантику), в тот раз в воздух не поднялись, решив не приближаться к такой воздушной армаде. 

В 1984-1986 годы Владимир Григорьевич служил на должности начальника штаба — первого заместителя командующего ВВС Северного флота.

В 1986-1994 годах В.Г. Дейнека командовал авиацией Краснознаменного Северного флота. 1990 году Владимир Григорьевич окончил Военную академию Генштаба (экстерном).  

В 1994 году генерал-полковник В.Г. Дейнека назначен командующим авиацией ВМФ России. В это очень тяжелое для морской авиации и всей российской армии время Владимиру Григорьевичу пришлось решать немало сложных задач, связанных с поддержанием боеготовности в условиях дефицита материальных и финансовых ресурсов. Наряду с этим продолжалась работа с освоением новой техники.    

Так в сентябре 1994 года завершалась подготовка первой лидерной группы летчиков палубной авиации под командованием Т.А. Апакидзе к полетам и боевым действиям с палубы авианесущего крейсера “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов” на Северном флоте с проведением зачетного учения эскадрильи корабельных самолетов под личным контролем командующего авиацией ВМФ генерал-полковника В.Г. Дейнеки в присутствии командующего Северным флотом адмирала О.А. Ерофеева. Целью этого учения предусматривалось определить возможности подготовки силами авиационной эскадрильи 10 самолетов Су-27К к перебазированию с аэродрома на авианесущий крейсер, а также способности летчиков-истребителей ВВС СФ выполнить задачу по основному боевому предназначению при действиях с корабля. Результаты этого учения подтвердили способность летчиков и возможность авианесущего крейсера “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов” осуществлять перехват скоростных воздушных целей на средних и больших высотах, обнаружение воздушных целей бортовыми средствами, взятие этих целей на захват, автоматическое сопровождение и применение ракет на поражение на дальностях, гарантирующих решение задачи борьбы со средствами воздушного нападения. 

В 2000 году Владимир Григорьевич вышел в отставку. После увольнения из рядов Вооруженных Сил Владимир Григорьевич Дейнека работает главным советником Генерального директора ОАО «КнААПО» по вопросам взаимодействия с ВМФ и в области международного военно-технического сотрудничества с дружественными странами.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить