Из истории авиабазы Кипелово:

25.08.1969 года началось формирование 76 ОПЛАП ДД, вооружённый самолётами Ту-142, с дислокацией на аэродроме Кипелово и подчинением Командующему авиацией Северного флота.

Вы не авторизованы.


 

Самолеты Ту-95РЦ в Кипелово

Перехват Ту-95РЦ 392 ОДРАП. Кефлавик, 1967 год (видео).

Видео перехвата самолетов Ту-95РЦ 392 ОДРАП. 21 ноября 1967 года,  район авиабазы США Кефлавик, Исландия.

Состав и размещение экипажа самолета Ту-95РЦ

экипаж Ту-95РЦ 

Распределение функций в экипаже

Командир корабля.

Руководит в полном объеме экипажем на земле и в воздухе. Отвечает за качественную подготовку экипажа к полету, обеспечение его безопасности. Организует и контролирует в экипаже взаимодействие в соответствии с полетным заданием. Принимает решение на выполнение полетного задания в соответствии с воздушной обстановкой и возникающими обстоятельствами;

Помощник командира корабля.

Помогает командиру корабля в пилотировании самолета, ведении радиосвязи и работе с оборудованием. При необходимости берет управление самолетом и экипажем на себя. Пилотирует самолет в соответствии с планом полета;

Штурман корабля.

Осуществляет самолетовождение в районе аэродрома и на маршруте, ведет прокладку линии пути и контроль места самолета комплексным использованием навигационного оборудования самолета. В соответствии со складывающейся воздушной и надводной обстановкой рассчитывает маневр для поиска, обнаружения и выявления надводных целей. Руководит целеуказанием. Ведет аэрофотосъемку, обобщает данные и готовит радиодонесения о результатах разведки; 

2-й Штурман корабля, штурман-оператор

Управляет работой РЛС У-1А «Успех», используя ее как одно из средств самолетной навигации, а также для обнаружения надводных целей и определения их местонахождения. Оказывает помощь штурману корабля в определении места самолета, ведет прокладку линии пути. Под руководством штурмана корабля осуществляет целеуказание ударным силам флота; 

Старший бортовой техник

Организует и контролирует своевременную подготовку самолета к полету в соответствии с полетным заданием. В полете ведет контроль за работой силовых установок, правильным расходом топлива, за правильной эксплуатацией авиационной техники, за соблюдением членами экипажа мер безопасности и правил противопожарной безопасности; 

Старший оператор РТС (оператор РТР)

Ведет радиотехническую разведку. С помощью самолетных радиотехнических средств определяет параметры работы корабельных и наземных РЛС, их принадлежность и местонахождение. Работает в тесном контакте со штурманом корабля и штурманом оператором; 

Старший ВСР

Обеспечивает в течение полета дальнюю радиосвязь. В соответствии с планом полета передает радиодонесения, в том числе и о результатах разведки и целеуказания. Управляет работой верхней пушечной установки; 

Старший бортовой оператор (оператор СБД)

Осуществляет передачу шифрованных сообщений на КП с помощью специальной аппаратуры связи; 

Старший оператор (оператор РР)

Ведет радиоразведку в корабельных радиосетях, в сетях управления палубной и базовой авиацией. По комплексу признаков определяет наличие в исследуемом районе корабельных группировок, отдельных кораблей. Предупреждает экипаж о перехвате истребителями противника. Управляет работой нижней пушечной установки; 

Командир огневых установок

В полете ведет наблюдение в задней полусфере. Управляет работой кормовой пушечной установки. Дополнительно может управлять верхней и нижней пушечными установками. 

Самолеты Ту-95РЦ в 392 ОДРАП

5 ноября 1964 года в 392 ОДРАП поступил первый самолет Ту-95РЦ бн 06.

Заводский номер самолетов Ту-95РЦ имел вид ххМРЦххх, где первые две цифры означали год выпуска самолета, а последние три его номер в серии, МРЦ - морской разведчик-целеуказатель. При поступлении в полк самолету присваивался бортовой номер. В 392 ОДРАП бортовые номера были двузначными, наносились черной краской на створки носовой стойки шасси. 

До 1969 года в 392 ОДРАП бортовые номера самолетов начинались с "0" (01, 02, 03, 06 и т.д.). В 1969 году все самолеты были переименованы. Первая цифра бортового номера самолета стала обозначать номер эскадрильи, к которой этот борт был приписан:  

1АЭ: 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19. 

2АЭ: 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28.

3АЭ: 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39.

В 1993 году на вооружении 392 ОДРАП оставались двенадцать самолетов Ту-95РЦ: 15, 17, 18, 19, 24, 26, 28, 33, 35, 36, 38, 39.

Борт 06 Ту-95РЦ. Первый самолет полка, полученный 5 ноября 1964 года. Этот самолет поступил в полк после летно-испытательной работы с большим ресурсом и использовалься личным составом для обучения и изучения материальной части, летал мало. В 1965 году при перебазировании 392 ОДРАП из Североморска-1 в Кипелово последним из всех экипажей на этом самолете улетал экипаж Гладкова И.Ф. (штурман Круглов, бортинженер Вартанов). Поскольку самолет очень долго не летал, первоначально была выполнена на нем пробежка по полосе с подъемом переднего колеса, заруливание и осмотр. После дозаправки был выполнен взлет и перелет на ас Кипелово. Самолет перегонялся с выпущенными шасси. В дальнейшем этот самолет в Кипелово не летал, был разобран и баржой из Шексны отправлен в качестве учебного пособия в Выборг, в школу младших авиационных специалистов. 

Борт 10 (заводской номер 66МРЦ305) Ту-95РЦ Год выпуска - 1966. Утилизирован в Кипелово в начале 1990-х годов.

Ту-95РЦ бн 10 Паньков Н.Л. 

Борт 11 (заводской номер 66МРЦ306) Ту-95РЦ Год выпуска - 1966. Утилизирован в Кипелово в начале 1990-х годов. 

На фото:  Представитель ВМФ СССР встречает экипаж Симачева Г.Н. в аэропорту Луанда, Ангола. Конец 1970-х годов. Из архива Е.В. Калинина 

Ту-95РЦ бн 11

Борт 12 (заводской номер 66МРЦ307) Ту-95РЦ Год выпуска - 1966. Самолет был поврежден в результате летного проишествия 15.04.1985, после чего списан и разобран в Кипелово. 

Ту-95РЦ бн 12

Борт 14 (заводской номер 65МРЦ201) Ту-95РЦ Год выпуска - 1965. Утилизирован в Кипелово в начале 1990-х годов.  

Борт 15 (заводской номер 66МРЦ209) Ту-95РЦ (до 1969 года бн 11) В июне 1968 года самолет был поврежден в результате обрыва шланга самолета-заправщика во время тренировочных полетов на дозаправку топливом в воздухе в районе ас Энгельс. При перекачке топлива происходит сближение с самолетом - танкером. Дальнейшие маневры проводят к обрыву шланга, дальше конус срывается со штанги и летит в винты 3-его двигателя. Винты 3-его двигателя разрушаются, повреждается обшивка фюзеляжа, носок крыла. Двигатель выходит из строя. Экипаж благополучно произвел посадку на ас Энгельс. В то время старшим техником на нем был Матвеев Михаил Васильевич, старшим техником по СУ Беломестнов Петр Викторович, электриком Артёмов Николай. Технический экипаж самолета совместно с заводскими представителями произвели замену двигателя, ремонт обшивки, необходимый для перелета на ас Кипелово и вместе с летным экипажем перелетели на свой аэродром. После этого М.В. Матвеев был переведен на должность старшего бортового техника, а старшим техником самолета стал П.В. Беломестнов.

 Ту-95РЦ бн 15 

Борт 16 Ту-95РЦ (до 1969 года бн 15) Самолет был без штанги дозаправки и системы централизованной заправки топливом. Был переделан из бомбардировщика Ту-95М и имел отличный от остальных Ту-95РЦ заводской номер. Этот борт имел прозвище "Камолый". Был передан в Николаев.

Ту-95РЦ бн 16 

Борт 17 (заводской номер 68МРЦ409) Ту-95РЦ Год выпуска - 1968. Утилизирован в Острове в начале 1990-х годов.

Ту-95РЦ бн 17 

Борт 18 (заводской номер 68МРЦ507) Ту-95РЦ Год выпуска - 1968. Утилизирован в Острове в начале 1990-х годов.

На фото:  Делегация США осматривала самолеты Ту-95РЦ в рамках договора СНВ-1 на предмет возможности их использования в качестве носителя ядерного оружия. Остров, 1991 год. Из архива Е.В. Калинина

Ту-95РЦ бн 18 

Борт 19 (заводской номер 69МРЦ602) Ту-95РЦ Год выпуска - 1969. Последний поступивший в полк самолет. Утилизирован в Острове в начале 1990-х годов.

Ту-95РЦ бн 19

Борт 20 (заводской номер 63МРЦ002) Ту-95РЦ Год выпуска - 1963. Утилизирован в Кипелово в начале 1990-х годов. 

Борт 21 (заводской номер 64МРЦ101) Ту-95РЦ Год выпуска - 1964. Утилизирован в Кипелово в начале 1990-х годов.

Ту-95РЦ бн 21 

Борт 22 (заводской номер 64МРЦ104) Ту-95РЦ Год выпуска - 1964. Утилизирован в Кипелово в начале 1990-х годов.

На фото: Самолет Ту-95РЦ бн 22 закатывается на стоянку. Луанда, Ангола. Конец 1970-х годов. Из архива Н. Панькова. 

Ту-95РЦ бн 22 

Борт 23 (заводской номер 65МРЦ203) Ту-95РЦ Год выпуска - 1965. Утилизирован в Кипелово в начале 1990-х годов.

Ту-95РЦ бн 23. Луанда, Ангола 

Борт 24 (заводской номер 68МРЦ506) Ту-95РЦ Год выпуска - 1968. Утилизирован в Острове в начале 1990-х годов.

На фото: Ветераны 392 ОДРАП у самолета Ту-95РЦ бн 24 на 30-летии полка. Остров, сентябрь 1993 года. Из архива Е.В. Калинина.  

Ту-95РЦ бн 24 

Борт 25 (заводской номер 65МРЦ107) Ту-95РЦ Год выпуска - 1965. Утилизирован в Кипелово в начале 1990-х годов.

Ту-95РЦ бн 25 

Борт 26 (заводской номер 66МРЦ210) Ту-95РЦ Год выпуска - 1966. На этом самолете экипаж командира 1АЭ подполковника Калинина Е.В., взлетев на воздушную разведку погоды в районе аэродрома Остров, выполнил 01.06.1993 года последний в истории 392 ОДРАП полет на самолете Ту-95РЦ. С этого момента самолеты полка больше в воздух не поднимались. Утилизирован в Острове в начале 1990-х годов.

Борт 27 (заводской номер неизвестен) Ту-95РЦ Самолет потерян в катастрофе 25.01.1984 года (экипаж майора Вымятнина В.К.)  

Борт 28 (заводской номер 68МРЦ408) Ту-95РЦ Год выпуска - 1968. Утилизирован в Острове в начале 1990-х годов.

Ту-95РЦ бн 28 

Борт 30 (заводской номер 63МРЦ001) Ту-95РЦ Год выпуска - 1963. Утилизирован в Кипелово в начале 1990-х годов.

На фото: Экипаж Жданова, Кипелово, 1975-78 гг. Слева направо: Жданов, Галдобин, Цуркан, ?, Дудко, Жданов (борттехник), Щинов, Миша Мельников, Комагоров. Фото из архива Комагорова А.В. 

Ту-95РЦ

Борт 31 (заводской номер 67МРЦ401) Ту-95РЦ. Год выпуска - 1967. Самолет потерян в результате авиационной катастрофы 15.01.1971 года (экипаж А.Г. Растяпина). Этот бортовой номер был присвоен новому самолету. На этом самолете был удлиненный хвост и вместо места КОУ стояла станция РЭП СПС-100А "Резеда -А". После службы в 392 ОДРАП этот самолет был отправлен в Николаев.

Ту-95РЦ бн 31 

Борт 32 (заводской номер 64МРЦ103) Ту-95РЦ Год выпуска - 1964. Утилизирован в Кипелово в начале 1990-х годов. 

На фото: Ту-95РЦ бн 32 в сопровождении F-14 ВМС США.   

Ту-95РЦ бн 32 

Борт 33 (заводской номер 67МРЦ310) Ту-95РЦ Год выпуска - 1967. Утилизирован в Острове в начале 1990-х годов. 

Ту-95РЦ бн 33 

Борт 34 (заводской номер 65МРЦ202) Ту-95РЦ (до 1969 года бн 13). Год выпуска - 1965. Утилизирован в Кипелово в начале 1990-х годов.

Техники самолета: старший техник корабля Захаров Иван Иванович, старший техник по электрооборудованию Варава Вячеслав Васильевич, старший техник авиационный Пискун.

На фото: Ветераны 392 ОДРАП на 20-летнем юбилее полка. Кипелово, 1983 год. Из архива Е.В. Калинина 

Ту-95РЦ бн 34 

Борт 35 (заводской номер 67МРЦ406) Ту-95РЦГод выпуска - 1967. Утилизирован в Острове в начале 1990-х годов. 

На фото: Ту-95РЦ бн 35 392 ОДРАП производит воздушную разведку учений ВМФ США с участием атомного авианосца Carl Vinson (CVN-70).  Фотография сделана с борта F-4 VF-74. 42 мили от побережья штата Вирджиния, США, 26.01.1982. Источник: www.defenseimagery.mil

Ту-95РЦ бн 35 

Борт 36 (заводской номер 68МРЦ504) Ту-95РЦ Год выпуска - 1968. Утилизирован в Острове в начале 1990-х годов.

Ту-95РЦ бн 36 

Борт 37 (заводской номер 66МРЦ304) Ту-95РЦ. Год выпуска - 1966. Самолет потерян в результате авиационной катастрофы 04.08.1976 года (экипаж Красносельских А.И.). 

Ту-95РЦ бн 37 

Борт 38 (заводской номер 69МРЦ601) Ту-95РЦ Год выпуска - 1969. Утилизирован в Острове в начале 1990-х годов.

На фото:Стартовый осмотр перед полетом. Кипелово. Из архива Е.В. Калинина. 

Ту-95РЦ бн 38 

Борт 39 (заводской номер 64МРЦ102) Ту-95РЦ Год выпуска - 1964. Этот самолет был оборудован под КАС-90, как у Ту-142. Люк в техотсек, где находился контейнер, у этого борта открывался наружу, в отличие от остальных самолетов. Утилизирован в Острове в начале 1990-х годов.

Борт (заводской номер 63МРЦ003) Ту-95РЦ. Самолет потерян в результате авиационной катастрофы 03.09.1971 года (экипаж И.Ф. Гладкова).