Из истории авиабазы Кипелово:

1 сентября 1963 года началось формирование 392 ОДРАП.

Вы не авторизованы.


 

Катастрофа Ту-95РЦ 392 ОДРАП экипажа полковника И.Ф. Гладкова

31 августа 1971 года подводный ракетоносец «K-411», впервые оснащенный специальной опытной аппаратурой обнаружения полыней и разводий во льду, достиг район Северного полюса. В течение нескольких часов корабль маневрировал в поисках полыньи, однако из двух обнаруженных ни одна не оказалась пригодной для всплытия, и лодка вынуждена была вернуться к кромке льдов для встречи с ожидавшим ее ледоколом.

Подводная лодка не выходила на связь с командованием флота. Для обеспечения связи были направлены самолеты 392 ОДРАП. 2 сентября в 19:30 с аэродрома Кипелово взлетели два самолета Ту-95РЦ экипажей командира 392 ОДРАП полковника Гладкова и майора Флегонтова. Но примерно в 22:00, когда самолеты полка находились в районе Новой Земли, подлодка вышла на связь и экипажам Ту-95РЦ была дана команда возвращаться на аэродром базирования.

В 0:30 экипажи вернулись в район аэродрома. На удалении 100 км от аэродрома руководитель полетов подполковник Меленный (заместитель командира 392 ОДРАП) дал команду экипажу Гладкова на снижение с 4200 м до 1200 м с целью выработки топлива (остаток топлива составлял 60 т). Экипаж Флегантова снижался с 4500 м до 1500 м. Экипажи производили выработку топлива над аэродромом "по большой коробочке" на заданных эшелонах.

Погода в районе аэродрома с 0:00 до 3:50 была облачность 6-7 баллов среднего яруса, видимость 10 км. В 3:50 видимость стала резко ухудшаться, что не предусматривалось прогнозами погоды и докладами дежурного синоптика. Руководитель полетов дал команду оперативному дежурному уточнить запасные аэродромы через оперативного дежурного авиации Северного флота и их готовность принять два экипажа полка, после чего доложил Гладкову об ухудшении погоды и и том, что экипажам необходимо идти на запасной аэродром. Экипаж Гладкова запросил разрешение на снижение до 400 м.  Руководитель полетов дал разрешение на снижение.

Примерно в 4:00 руководитель полетов дал дал команду экипажу Флегонтова о наборе высоты до 7000 м, после этого должен был подняться экипаж Гладкова. В то же время полковник Гладков, находясь в районе третьего разворота, запросил разрешение сделать еще один проход над аэродромом с целью разведки погоды и получил разрешение. Экипаж Гладкова совершил четвертый разворот и вышел на посадочный курс. Руководитель полетов подполковник Меленный наблюдал за полетом экипажей Гладкова и Флегантова по отметкам на индикаторе ТИСП-6. Отметку от самолета экипажа Гладкова руководитель полетов видел до удаления 8 км из-за отметок местников, через 3-4 минуты после этого он запросил экипаж Гладкова "Ваше место". Ответа не последовало. Была дана команда оператору ДРЛ-6 смотреть и докладывать сколько наблюдает целей. Оператор доложил, что видит одну цель. 

Подполковник Меленный продолжал безрезультатно вызывать экипаж Гладкова. Майор Флегонтов вышел на эшелон 7000 м и доложил, что КОУ его экипажа видел на удалении 10 км от ВВП черный дым. В 4:25 получены условия на запасной аэродром. Экипажу Флегонтова было приказано снизиться до 4500 м. Также было дано указание запросить дежурного ДПРМ о том, что им наблюдается. Дежурный матрос Тринаскин доложил, что слышал несколлько хлопков или выстрелов. Экипаж Флегонтова проходя на посадочный курс на высоте 1200 м доложил, что видит черный дым на удалении 1 км от северного торца ВВП. В 4:40 с ДПРМ позвонил дежурный мл. сержант Дарий и доложил о том, что в 200 м от деревни Кочергино что-то упало и горит. По команде подполковника Меленного на место проишествия выехал майор Колесников, аварийные средства и пожарные машины.

3 сентября 1971 года на месте катастрофы Ту-95РЦ экипажа Гладкова    

В катастрофе 3 сентября 1971 года погибли:

полковник Гладков Иван Федорович (командир корабля, командир 392 ОДРАП, заслуженный военный летчик СССР),

подполковник Круглов Виталий Иванович (штурман корабля, штурман 392 ОДРАП),

капитан Галайко Иван Семенович (бортинженер),

капитан Додонов Валентин Иосифович (бортинженер-инструктор),

старший лейтенант Хазов Юрий Николаевич (оператор радиотехнической разведки),

старший лейтенант Григорьев Станислав Моисеевич (оператор радиоразведки),

старший лейтенант Пеньковский Василий Дмитриевич (штурман-оператор),

лейтенант Домашнев Юрий Владимирович (помощник командира корабля. Выпускник Оренбургского ВВАУЛ с красным дипломом),

старшина Карев Валентин Александрович (старший воздушный стрелок-радист),

старшина Крицкий Иван Федосеевич (оператор сверхбыстродействующей связи),

старший сержант Сорокин Андрей Андреевич (командир огневых установок).   

Место катастрофы утром 3 сентября 1971 года

Весь поселок, названный в честь первого командира 392 ОДРАП Александра Сергеевича Федотова, провожал экипаж второго командира полка.

Похороны экипажа Гладкова. Федотово. Сентябрь 1971 г.

 На похороны экипажа прибыло командование Северного флота.

Похороны экипажа Гладкова 

Первый мемориал экипажу Гладкова на кладбище поселка Федотово (1971 год).

Первый мемориал

Мемориал экипажу полковника Гладкова в 2008 году.

Мемориал экипажа Гладкова

На месте катастрофы стоит поминальный крест, установленный военнослужащими авиабазы. Это место называется Поляна Гладкова. Каждый год 3 сентября на ней собираются люди, чтобы почтить память членов экипажа Гладкова.

Поляна Гладкова 

Источники:

рапорт заместителя командира 392 ОДРАП, подполковника Меленного В.С.;

воспоминания ветеранов 392 ОДРАП. 

Комментарии   

+1 #4 Maxut 11.09.2015 08:59
Цитирую вит:
умер игорь лежепеков. 3.03.2014г. слкжил в 39плап

Знал Игоря хорошо, молодой еще ведь умирать!! Мои соболезнование родным и близким.
Цитировать
-1 #3 Maxut 11.09.2015 08:57
Остатки самолета видел недалеко от северного торца аэродрома, при плохой видимости было необходимо идти на запасной, командир решил, что посадит вслепую самолет, вот и посадил с недолетом ровно на 300-500 метров. Из-за самонадеянности опытных командиров много в чем не повинных людей погибло, при мне была авиакатастрофа ТУ-95 МРЦ при взлете по моему с Оленегорска командир поторопился набирать высоту, чтобы быстрее достичь точку невозврата, в результате упал в озеро, страшно было смотреть на полуобгоревших останков экипажа, и еще страшнее, когда теряешь друзей и товарищей, с которыми накануне разговаривал. Была крайняя командировка на Кубу, ребятам она стала последней.
Цитировать
0 #2 Сергей Кутовой 23.06.2014 14:08
Помню как погиб дядя Ваня Отец с ним служил жили в соседних подъездах дома 4 Учился вместе с Наташей Гладковой в одном классе Отец очень уважал Ивана Федоровича как командира и боевого летчика Была почти нулевая видимость при посадке и Миленный должен был садить его вслепую но Гладков отказался в результате сгорел рядом с полосой остатки самолета я видел своими глазами мы ходили туда за грибами
Цитировать
0 #1 вит 05.03.2014 11:57
умер игорь лежепеков. 3.03.2014г. слкжил в 39плап
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить