Гладков Иван Федорович, командир 392 ОДРАП
Иван Федорович Гладков, второй командир 392 ОДРАП, заслуженный военный летчик СССР, кавалер двух орденов Красной Звезды, возглавил полк после трагической гибели всего командования гарнизона в январе 1966 года. Под его руководством полк стал полноценной боевой единицей авиации ВМФ СССР, освоил дозаправку топливом в воздухе, совершил первые трансконтинентальные перелеты на Кубу и принял активное участие в грандиозных океанских учениях "Океан", участвовал в лунной программе.
Менее чем через год, в сентябре 1951 года лейтенант Гладков продолжает обучение в 597 Учебном авиационном полку Рязанской военной офицерской школы боевого применения дальней авиации в качестве летчика-стажера курсов командиров кораблей, после окончания которого возвращается в Якутское управлении ГВФ в качестве командира корабля-стажера спецгруппы дальней авиации. Но уже в ноябре 1953 года после полугодового обучения на курсах командиров кораблей в Конотопской Военной офицерской школе боевого применения дальней авиации продолжил службу в должности командира корабля Ту-4 в 184 Гвардейском бомбардировочном авиационном Полтавско-Берлинском Краснознаменном полку дальней авиации (г. Прилуки Черниговской обл.). В феврале 1954 года И.Ф. Гладкову присваивается звание старшего лейтенанта. В ноябре 1954 году И.Ф. Гладков переводится в 172 Гвардейский бомбардировочный авиационный Смоленско-Берлинский Краснознаменный полк дальней авиации (г. Миргород Полтавской обл.). В августе 1955 года вступает в должность командира отряда 172 ГБАП, вооруженного самолетами Ту-4. В апреле 1956 г. получает звание капитана и в декабре становится заместителем командира авиационной эскадрильи 172 ГБАП, службу продолжает в г. Умань Черкасской обл. В августе 1958 года И.Ф. Гладкову было присвоено звание «Военный летчик 1-го класса».
На фото: капитан Гладков, командир отряда 172 ГБАП. 1956 год, г. Миргород Полтавской области УССР
В начале 1959 года в должности командира отряда продолжает службу в 1006 тяжелом бомбардировочном авиационном полку 106 тяжелой бомбардировочной авиадивизии 43 Воздушной Армии дальней авиации (г. Узин Киевской обл.), вооруженного самолетами Ту-95. Справочно: 106 ТБАД была создана в 1955 году для формирования новейшими бомбардировщиками Ту-95, когда еще самолет не был принят на вооружение. Первым командиром дивизии был один из самых опытных командиров дальней авиации дважды Герой Советского Союза А.И. Молодчий. Личный состав полков входящих в 106 ТБАД (409 ТБАП, 1006 ТБАП) формировался из числа лучших летчиков бомбардировочных полков дальней авиации СССР. Экипажи этой дивизии вели группу Ту-95 на воздушном параде 1956 года. Для летчиков того времени попасть в 106 ТБАД было большой честью. Поэтому зачастую переходы летчиков из других полков в 106 ТБАД сопровождались понижением должности. В августе 1959 года Ивану Федоровичу Гладкову, командиру отряда Ту-95 1006 ТБАП, присвоено очередное воинское звание майор. В декабре того же года он назначается заместителем командира тренировочной авиационной эскадрильи. В мае 1961 года экипаж майора Гладкова принял участие в авиационном параде в г. Москве, в июле этого же года Указом Президиума Верховного Совета СССР он награждается орденом Красной Звезды. В начале 1962 года майор Гладков становится командиром эскадрильи 1006 ТБАП, а через полгода переводится в 182 Гвардейский бомбардировочный авиационный полк, также входящий в 106 ТБАД, на должность командира эскадрильи (г. Моздок Северо-Осетинской АССР). В апреле 1963 года было И.Ф. Гладкову присвоено звание подполковника. В сентябре 1963 года подполковник Гладков прибывает в г. Североморск на службу в созданный 392 Отдельный дальнеразведывательный авиационный полк авиации Северного флота сначала в качестве командира эскадрильи, а с января 1964 года заместителя командира полка. Первый самолет Ту-95РЦ 392 ОДРАП получает в ноябре 1964 года и начинается его освоение. Иван Федорович Гладков, имевший опыт полетов на бомбардировщике Ту-95, становится основным летчиком-инструктором для личного состава полка, сформированного из морских летчиков, пилотировавших разведчики Ту-16Р. 27 мая 1965 года экипаж командира полка подполковника А.С. Федотова с инструктором подполковником И.Ф. Гладковым выполнил первый полет на полный радиус действия самолета. К осени 1965 года 392 ОДРАП перебазировался на место постоянной дислокации аэродром Кипелово, построенный специально для его базирования. 23 января 1966 года в результате катастрофы транспортного самолета Ан-8 погиб руководящий состав 392 ОДРАП, в том числе и его первый командир подполковник Александр Сергеевич Федотов. В этой сложнейшей ситуации подполковник Гладков принимает командование полком, сформированным, но не выведенным на необходимый уровень подготовки. Второго летчика со всеми допусками и опытом полетов на Ту-95 в полку не было. Фактически И.Ф. Гладков "поставил на крыло" всех первых командиров экипажей 392 ОДРАП, в том числе будущих командиров полка (Меленный, Дубинский, будущий командующий авиацией ВМФ Потапов).
На фото: полковник Гладков, командир 392 ОДРАП, кавалер двух орденов Красной Звезды, заслуженный военный летчик СССР. 1968 год, Федотово.
16 апреля 1967 года экипажами подполковников Гладкова и Хаярова выполнен первый полет 392 ОДРАП на воздушную разведку с дозаправкой топливом в воздухе. В августе 1967 года И.Ф. Гладкову присваивается очередное воинское звание – полковник. 1 августа 1968 года пара самолётов Ту-95РЦ 392 ОДРАП, пилотируемых командиром полка полковником И. Ф. Гладковым и командиром эскадрильи майором А. И. Старцевым выполнила разведывательный полёт в Индийский океан с дозаправкой в полёте над территорией Ирана. Продолжительность полёта составила 20 ч. В августе 1968 года Указом Президиума Верховного Совета СССР полковнику Гладкову было присвоено почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР». 21 сентября 1968 года восемь экипажей 392 ОДРАП во главе с полковником Гладковым выполнили вылет с дозаправкой топливом в полете в Индийский океан на обнаружение возвращающегося «лунника» в рамках космической лунной программы СССР.
Справочно: Экипажи взлетали с аэродрома Моздок слетанными парами: сначала танкер 3М, через 2 мин - Ту-95РЦ. Интервал между парами был 1 ч, а взлет головной пары, исходя из выданного времени раскрытия парашюта "лунника", рассчитан и выполнен так, что к моменту "Ч" первый Ту-95РЦ выходил в наиболее удаленную южную точку (до широты 13 град. южного полушария) между крайним южным и соседним с ним ЭОС. Лететь до нее было около 10 ч. После взлета каждая пара выходила на Тбилиси и затем на Джульфу - пункт на границе с Ираном, являвшийся выходным коридором. Далее отворот влево на Тегеран и после него - через города Мешхед, Бирджанд и Захедан к побережью Индийского океана. Над берегом - начало дозаправки. К этому моменту у Ту-95РЦ вырабатывалось такое количество топлива, какое мог максимально отдать танкер (около 20 т), чтобы потом долететь обратно. Заправка длилась 10-12 минут. Более 10 полетов экипажи полка выполнили с Моздока в Индийский океан и обратно, обеспечивая нашу "лунную" программу.
Высоко была оценена руководством ВМФ деятельность самолётов Ту-95РЦ 392 ОДРАП на маневрах ВМФ «Океан» в апреле-мае 1970 года. Восемь самолётов (командиры кораблей Гладков, Хаяров, Старцев, Меленный, Бандорин и др.) на начальном этапе учений с дозаправкой в воздухе на маршрутах в виде расходящегося веера произвели вскрытие надводной обстановки в Норвежском море и Атлантическом океане до рубежа полуострова Н. Шотландия - Канарские о-ва. Продолжительность полёта составила 22 ч. По итогам учений полк одним из первых на флоте награжден Вымпелом Министра обороны СССР за мужество и воинскую доблесть.
Справочно: Учения «Океан» - самые крупные учения ВМФ СССР. В них одновременно участвовали все советские военно-морские силы, действия которых развертывались на огромных пространствах Атлантического, Ледовитого и Тихого океанов и прилегающих к ним морей. Обстановка на маневрах была максимально приближена к реальным боевым условиям: корабли и самолеты действовали на максимальных удалениях от своих баз, проводились двусторонние учения, выполнялись учебно-боевые стрельбы и атаки, решались поисковые задачи, осуществлялась высадка десанта и отражение его. Кораблям приходилось совершать выходы в море в период сильных штормов.
На фото: Куба, 1970 год. Второй слева Рауль Кастро, третий полковник Гладков, седьмой капитан Флегонтов.
3 сентября 1971 года командир 392 ОДРАП полковник Иван Федорович Гладков погиб в авиационной катастрофе (ссылка на статью о катастрофе 03.09.1971 года) при исполнении служебных обязанностей поблизости от своего аэродрома. Похоронен в братской могиле вместе со своим последним экипажем на мемориальном кладбище гарнизона Федотово.
Источники: документы из семейного архива внука И.Ф. Гладкова Ивана Третьякова; воспоминания ветеранов 392 ОДРАП. |
Комментарии
В нашей семье с большой теплотой и уважением помнят о нём.
RSS лента комментариев этой записи