Из истории авиабазы Кипелово:

Лучшим офицером Северного флота в 2009 году признан командир 73 ОПЛАЭ ДД Александр Фаттеевич Будкеев.
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

ТЕМА: Аэродром Веретье (Остров)

Аэродром Веретье (Остров) 04 Фев 2014 21:01 #605

  • зам.по лётной
  • зам.по лётной аватар
  • Вне сайта
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 27
  • Репутация: 4
В 1989 году Директивой ГШ ВМФ 392 ОДРАП было предписано осуществить перебазирование на аэродром Веретье (Остров) Псковской области. Перебазирование происходило поэтапно. Первой в октябре-ноябре 1989 года перебазировалась вновь сформированная по такому случаю ТЭЧ полка, которую возглавил майор В.В. Радов. Первые самолёты перелетели в Остров 10 января 1990 года. Это были экипажи 1 АЭ, а ведущим группы и старшим авиационным начальником на этот период был назначен заместитель командира полка по лётной подготовке В.К. Колобов. Экипажи сразу же приступили к плановым полётам. Авиационный гарнизон Веретье находились в 7 километрах от города районного масштаба Острова. В служебном городке Остров-2, который находится практически в черте города, жилой фонд соответствовал общесоюзным стандартам. Было начато массовое строительство нового жилья. Социальные блага были рядом: областной центр древний город Псков, знаменитые Пушкинские места, тогда ещё наша Прибалтика. К 1991 году перебазирование полка завершилось.
В мае 1993 года полк пополнился личным составом и самолетами Ту-16 расформированного 12-го отдельного морского ракетоносного авиационного орденов Кутузова и Александра Невского полка ВВС БФ. Тогда же полку присвоено новое наименование: 392 отдельный дальнеразведывательный авиационный орденов Кутузова и Александра Невского полк имени 70-летия Великого Октября.
Именно на этом аэродроме 1 июня 1993 года экипаж подполковника Е.В. Калинина последний раз в истории полка и авиации Северного флота поднял в воздух легендарный самолёт Ту-95рц. Именно на этом аэродроме было создано специальное подразделение по разборке и утилизации замечательного самолёта
3 сентября 1993 года. в Острове было отмечено 30-летие образования 392 ОДРАП.
1 декабря 1993 года приказом Командующего авиацией ВМФ №168 во исполнение соответствующих директив первого заместителя МО РФ и ГШ ВМФ 392 ОДРАП был переформирован в 240 отдельный гвардейский смешанный авиационный Севастопольско-Берлинский Краснознаменный (исследовательско-инструкторский) полк. Самолеты ТУ-95РЦ сняты с вооружения. С этого времени 392 ОДРАП прекратил свое существование как боевая единица, закончилась его яркая 30-летняя биография.
В г. Острове началось формирование центра боевой подготовки морской авиации специалистами различных флотов. Летчики и техники 392 ОДРАП составили его основу.
Последнее редактирование: 29 Март 2014 14:46 от зам.по лётной.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Аэродром Веретье (Остров) 04 Фев 2014 21:29 #606

  • зам.по лётной
  • зам.по лётной аватар
  • Вне сайта
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 27
  • Репутация: 4
АЭРОДРОМ ВЕРЕТЬЕ
www.esosedi.ru/frame/#lat=57300109&lng=28448790&z=12&mt=1&v=1'></iframe>
– Россия, Псковская – Фотографии на карте.

Аэродром расположен в 6 км юго-восточнее г.Острова и в 1,8 км северо-восточнее н.п. Веретье. Географические координаты КТА Ш=57017.58,9 сш , Д=28026.09,1 в.д. высота над уровнем моря 73.9м. Высота северного торца ИВПП 65,2м, южного торца ИВПП – 72,4м.
Прямоугольные координаты Х=6354,31км У=5586,55км. Абсолютная высота аэродрома +73,9м, часовой пояс второй. Магнитное склонение +5 град. Летное поле прямоугольной формы размером 4440м х 2500м. Грунт тяжелый суглинок с линзами глины, группа 2. Растительный покров на летном поле слабый. Тип гидрогеологических условий –2. Код прочности основания – В.

Летная полоса.

Летная полоса прямоугольной формы размером 4440м х 250м.БПБ с запада 50м х2500м и 58м х 980м, с востока 120м х 2500м и 58м х 980м. КПБ с севера шириной 360м и протяженностью 460м, с юга шириной 300м и протяженностью 500м по своим размерам соответствует требованиям НГВА-92.
ИВПП длина 3480м,ширина 80(63)м от РД-1 до РД-4 –2500м х 80м и от РД-4 до РД-6 980м х 63м). Толщина 0,4м (армобетон в два слоя по 0,2м).Допустимая одноколесная нагрузка 25,7 т.с.
Бетонные покрытия ВПП, МРД, СРД, МС аэродрома построены в 1951 году.
Вследствие длительной эксплуатации бетонные покрытия аэродрома имеют значительные разрушения в виде сколов кромок плит, выбоин, шелушения бетонной поверхности.


Грунтовая полоса.

Грунтовая полоса с травяным покрытием длина 2500м ширина 120 м. примыкает к ИВПП с восточной стороны. Состояние удовлетворительное. Отмаркирована призмами для обозначения начала и конца полосы и обозначения боковой границы ГВПП с восточной стороны. Пригодна к эксплуатации в период с июля по первую половину сентября и с декабря по февраль. В остальное время из-за обильных осадков прочность грунта не соответствует требованиям эксплуатации. Неровности не превышают допустимых значений.

Приаэродромная территория.

Приаэродромная территория длиной 100км и шириной 80км, с севера и юга полосы воздушных подходов открыты. С северо-западной стороны на удалении 3км имеется возвышенность высотой 50м, с западной стороны на удалении 2-4 км. аэродром огибает возвышенность высотой 30м.
Требования к приаэродромной территории, размерами участков полос воздушных подходов и ограничению высоты препятствий в их границах выполнены.

Ограничения на аэродроме и в районе аэродрома.

- Аэродром пригоден для эксплуатации без ограничений для воздушных судов:
Ту-104, Ту-124, Ту-134,Ту-154, Ил-14, Ил-18, Ил-114, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-32, Ан-72, Як-40, Як-42, Ми-8, Ми-26, тип 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 22, 23, 24, 25.
- Пустые воздушные суда могут эксплуатироваться всех типов, за исключением типа 19 с ACN пустого судна 28.
- Ограничения по массе для воздушных судов: Ту-204, Ил-62, Ил-76. Ил-86, Ил-96, Ан- 22, Ан-124, Ан-225, Ми-6, тип 4, 12, 17, 18, 19, 20, 21.
Последнее редактирование: 06 Фев 2014 11:06 от зам.по лётной.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Аэродром Веретье (Остров) 05 Фев 2014 12:17 #612

  • EVK
  • EVK аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 336
  • Репутация: 16
---
8.jpg
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Аэродром Веретье (Остров) 05 Фев 2014 16:15 #614

  • зам.по лётной
  • зам.по лётной аватар
  • Вне сайта
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 27
  • Репутация: 4
Что обозначает ВЕРЕТЬЕ, иногда веретье, веретище, новг. ряз. тамб. вретье, стар. вретище ср., моск. верета ж. воспище, торпище, рядно, дерюга, ватола; ряднина, сшитая в 3-4 полотнища, для сушки зернового хлеба, для подстилки в телегу под хлеб и покрышки его; тчется из оческов льна и конопли, не так толсто, как ватола.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Аэродром Веретье (Остров) 05 Фев 2014 23:08 #618

  • зам.по лётной
  • зам.по лётной аватар
  • Вне сайта
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 27
  • Репутация: 4
getImageCA6AQNDX.jpg
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Аэродром Веретье (Остров) 28 Март 2014 10:44 #1143

  • зам.по лётной
  • зам.по лётной аватар
  • Вне сайта
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 27
  • Репутация: 4
К строительству аэродрома «Вертье» приступили в начале 30 годов. Привлекались местные жители. Первое время аэродром использовался как летние лагеря. А в 1940 году на основании Директивы НКО СССР No. 0/4104725 от 25.07.1940 г. Сформирован 158 истребительный авиационный полк ПВО с базированием на Веретье. К 22.06.41 г. имел на вооружении 46 самолетов И-16 (в том числе 3 неисправных), а также 20 Як-1. Командир полка, в этот период, майор Афромеев Аркадий Петрович
27 июня 1941 г., в р-не г. Остров Псковской обл. лётчик 158 ИАП мл. лейтенант Харитонов Петр Тимофеевич таранил бомбардировщик противника; произвел посадку. А уже 25 августа 1941 г. совершил второй таран самолета врага. Герой Советского Союза. Указ от 8 июля 1941 г.
Аэродром прикрывал сразу два направления – Центральное и Северо-Западное, и делал Остров стратегически важным городом.

На снимке
haritonov_2014-03-29.jpg

Харитонов Пётр Тимофеевич - лётчик 158-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт), младший лейтенант
Последнее редактирование: 29 Март 2014 21:55 от зам.по лётной.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Аэродром Веретье (Остров) 28 Март 2014 10:52 #1144

  • зам.по лётной
  • зам.по лётной аватар
  • Вне сайта
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 27
  • Репутация: 4
Даже в годы оккупации немцы расширяли и благоустраивали Веретье – они его тоже оценили по достоинству.
Отсюда, с Веретья, в феврале 1942 года был проложен первый в мировой истории воздушный мост. Отсюда немцы снабжали свою окруженную в районе Демянска группировку (и весьма успешно).
1111942.jpg


-52.jpg
Вложения:
Последнее редактирование: 29 Март 2014 21:55 от зам.по лётной.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Аэродром Веретье (Остров) 28 Март 2014 10:56 #1145

  • зам.по лётной
  • зам.по лётной аватар
  • Вне сайта
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 27
  • Репутация: 4
Первый в истории побег из плена на самолёте противника был выполнен с аэродрома "Веретье"
Летчик бежал из плена на самолете… коменданта фашистского лагеря
В 1943 году он совершил фантастический подвиг: попав в плен, под носом у немцев сумел угнать самолет и перелетел за линию фронта.
За всю историю Великой Отечественной подобное удалось только семерым пленным. Лошаков был первым из них. Но вместо Звезды Героя получил клеймо изменника Родины и «путевку» в ГУЛАГ. Вышло так, что из фашистского лагеря он перелетел прямо в сталинский...

200px-Loshakov_2014-03-29.jpg



Уроженец Краснодарского края Николай Лошаков, как и вся предвоенная молодежь, увлекался летным делом. Накануне войны он учился в аэроклубе, получил «корочки» пилота, а в 1942 г. окончил Краснодарскую военно-авиационную школу, стал летчиком-истребителем.
С ноября 1942 года Н. Лошаков воевал под Ленинградом, сначала в 286-м истребительном авиаполку, а затем в 14-м гвардейском истребительном полку. К 27 мая 1943 года младший лейтенант успел сделать 120 боевых вылетов, уничтожив несколько немецких самолетов, был награжден орденом боевого Красного Знамени и медалью.
121-й вылет оказался последним. В яростной схватке с немецкими самолетами истребитель Лошакова был подбит. Раненный в руку и ногу летчик в последний момент выбросился из самолета. К несчастью, ветер отнес парашют к вражеским окопам. Будучи без сознания, Лошаков попал к немцам.
Очнулся Николай на операционном столе, где пленные русские врачи извлекали из его тела пули. Спросил «Где я?». В ответ услышал: «В плену, как и мы».

Дерзкий побег

В бараке, куда поместили Николая, было несколько летчиков. Они сговорились бежать, но побег не удался. Их выдал предатель. Последовала жестокая расправа. Лошакова, как молодого, пощадили, пытались завербовать. Несмотря на ранение, его гоняли на работы по ремонту дорог около учебного аэродрома.
Николай каждый день видел, как поднимались немецкие связные самолеты «Шторх-1». Он искал в бараке сообщника, но теперь уже был осторожнее. В напарники выбрал военнопленного Ивана Денисюка, заправлявшего немецкие самолеты. Дал ему задание срисовать приборную доску. Готовились тщательно. Денисюк сумел припрятать немецкую форму.
Бежать решили 11 августа 1943 года. Первая попытка не удалась, вторая оказалась удачной. Когда самолет коменданта приземлился, летчики пошли обедать. Этим и воспользовались беглецы. Переодевшись в немецкую форму, они подбежали к самолету, мгновенно в него забрались. Николаю понадобилось несколько минут, чтобы разобраться с управлением и взлететь.
Самолет летел очень низко, аэродромная обслуга не сразу сообразила, кто в нем находится. До нашей территории было 300 смертельных километров. Спохватившись, немцы передали сигнал тревоги по радио, по самолету открыли огонь. Был момент, когда прожектор поймал самолет, но Лошаков сделал ложный маневр, и зенитчики посчитали, что уже сбили машину.
Самолет получил 9 пробоин, Лошаков снова был ранен, но сумел посадить «Шторх-1» на нашей территории, прямо на колхозное поле. Увидев людей в немецкой форме, колхозники окружили самолет, а оттуда послышалось: «Мы русские, бежали из плена!»
Беглецы приземлились на нашей территории 11 августа 1943 года. А уже 12 августа оба были арестованы и увезены в Москву. Там 4 декабря 1943 года их судила особая «тройка». Лошаков получил три года лагерей, а Денисюк – 20 лет каторжных работ.
Удивляет малый срок, который дали Лошакову. И дело тут, конечно, не в том, что сам летчик не признавал за собой вины. Главное, что один из судей (неслыханное дело в те времена!) потребовал признать Лошакова невиновным. Денисюку же дали такой срок за то, что он работал у немцев заправщиком самолетов. В итоге Лошакова отправили в Воркуту, Денисюка – в Сибирь.
Уже через год Лошакова освободили из-под стражи. Но клеймо «изменника Родины» с него не сняли. Он 16 раз писал ходатайства о помиловании, но получал отказы. В декабре 1958 года Лошаков послал документы в Генеральную прокуратуру, и они по счастливой случайности попали к тому самому судье из «тройки», который требовал признать его невиновным. Только после этого Николай Кузьмич был реабилитирован.
А Ивана Денисюка реабилитировали еще позже, в 62-м.

За годы войны из немецкого плена бежали семь советских летчиков: Михаил Девятаев, Аркадий Ковязин, Арам Карапетян, Николай Лошаков, Петр Марченко, Владимир Москалец, Пантелеймон Чкаусели.
В 1957 году Девятаеву было присвоено звание «Герой Советского Союза», и он прожил свою жизнь в лучах славы. Возможно, кто-то посчитал, что одного героя достаточно?
Но дело в том, что именно Николай Лошаков стал первым, кто совершил этот подвиг. Девятаев уже был седьмым. Кроме того, Николай был самым молодым, ему еще не было и 20 лет, когда он совершил свой геройский поступок

Встречи в Берлине

В 1969 году молодежная антивоенная организация пригласила Николая Лошакова в ГДР. Прием был исключительно теплым. В Берлине Николая Кузьмича ждали два сюрприза. Первый – когда его привели в небольшой ресторанчик, хозяином которого оказался бывший солдат. Этот солдат – Отто Блатт – охранял Лошакова, когда он работал в плену на ремонте дороги. За то, что Блатт не предотвратил побег Лошакова, его судили и приговорили к смертной казни. Чудом солдат остался жив, хотя и попал в тюрьму. На свободу он вышел, когда американцы разбомбили тюрьму.
Второй сюрприз – в ресторан пришел бывший летчик Густав Хойлер, чей самолет Лошаков угнал. Его не расстреляли, лишь отстранили от полетов. На него подвиг Лошакова тоже повлиял: при первом же удобном случае Хойлер перелетел на сторону русских и сдался в плен.
Вот так встретились бывшие враги, ставшие после этого друзьями...

P.S. Начиная с 1998 г., Правительство Республики Коми и администрация Краснодарского края направляли наградные документы в Москву на присвоение Николаю Кузьмичу Лошакову посмертно звания «Герой России», так как звания «Герой Советского Союза» уже нет. Было получено несколько отказов, без объяснения причин.
Пока не удалось добиться справедливости в отношении Н.К. Лошакова. Но жизнь – вещь непредсказуемая, все может измениться. Может, мы еще увидим или услышим такое сообщение: «Награда нашла своего героя». Мы все на это надеемся...

.
Вложения:
Последнее редактирование: 29 Март 2014 21:58 от зам.по лётной.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Аэродром Веретье (Остров) 28 Март 2014 11:31 #1146

  • зам.по лётной
  • зам.по лётной аватар
  • Вне сайта
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 27
  • Репутация: 4
После ВОВ аэродром усиленно эксплуатировался, гарнизон Остров вошел в состав ВВС ДКБФ.
В июле 1953 г. 12-й ТАП (тяжелый авиационный полк) с аэродрома Барановичи перебазируется на аэр. Веретье). С этим аэродромом будет связана вся последующая история полка.
1 июня 1971 г., на основании директивы ГШ ВМФ №730/ 1/00186 от 10.02.1971 г., 9-й гв. МРАП, вооружённый самолётами Ту-16, был передан в состав ВВС Балтийского Флота, с перебазированием с аэр. Североморск-1 на аэр. Веретье.
С 1975 по май 1980 годы в Острове на АС «Веретье» находился 846-ой Гвардейский отдельный штурмовой Краснознаменный Клайпедский морской авиационный полк имени Маршала авиации И.И.Борзова ВВС Балтийского флота. Командовал полком тогда гв. полковник П.П.Иванов.
В 1975 году по окончании ЕВВАУЛ лейтенант Т.А. Апакидзе назначен лётчиком в 846 ОГМШАП, а в 1983 году майор Т.А. Апакидзе уже был назначен заместителем командира полка по лётной подготовке
После расформирования базировавшихся на нем 342 и 12-го полка аэродром был передан Северному флоту. С 1989 по 1993 год здесь базировался 392 ОДРАП. Командирами полка были полковник В.П. Тютьков и полковник М.Ф. Додонов.
С 1994г. На Веретье базируется 444 ЦБП и ПЛС: 62751, 240 ОСАП , в/ч 56138, авиационно-техническая база-25504, ОТЭЧ 81310, батальон связи-62203, РТБК-60066.(Годы существования ЦБП и ПЛС МА в г. Острове - 16.01.1995 - 1.12.2009 годы. До Нуретдинова 444 ЦБП руководил Сердюк А.И. До Сердюка 1-м начальником был генерал Бирюков А.Я., а Сердюк командовал 240 ап.)
Базирующиеся самолеты: Ту-142, Ту-134 убл, Ту-134 убк, Ту-154, Су-24, Л-39, Ан-26, Ту-22м3, Ил-38, Ил-18
Последнее редактирование: 29 Март 2014 15:11 от зам.по лётной.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Аэродром Веретье (Остров) 28 Март 2014 11:52 #1148

  • зам.по лётной
  • зам.по лётной аватар
  • Вне сайта
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 27
  • Репутация: 4
Первыми экипажами 392 ОДРАП «открывшими" Веретье были экипажи В. И. Иванова, А. И. Красносельских и Г.Е. Филоненко, которые в 1972 году выполнили здесь посадку на запасной аэродром с боевой службы. Поскольку посадка была выполнена выходные дни и в субботу – воскресенье перелёты не разрешали, да и сутки отдыха надо было выдержать после радиуса, была принято решение посетить Пушкинские места, что говорит о высоком культурном уровне лётного состава.
Последнее редактирование: 28 Март 2014 12:26 от зам.по лётной.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Время создания страницы: 0.102 секунд