Из истории авиабазы Кипелово:

Лучшим офицером Северного флота в 2009 году признан командир 73 ОПЛАЭ ДД Александр Фаттеевич Будкеев.
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

ТЕМА: Аэродром Веретье (Остров)

Аэродром Веретье (Остров) 28 Март 2014 12:06 #1154

  • зам.по лётной
  • зам.по лётной аватар
  • Вне сайта
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 27
  • Репутация: 4
1972.jpg
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Аэродром Веретье (Остров) 29 Март 2014 15:44 #1158

  • зам.по лётной
  • зам.по лётной аватар
  • Вне сайта
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 27
  • Репутация: 4
Несколько слов о полках, которые базировались на Веретье. И начнём пожалуй с
12-й отдельный морской ракетоносный авиационный
орденов Кутузова и Александра Невского полк
В апреле 1938 г. в Новочеркасске (по другим данным на аэр. Иваново) был сформирован 12-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк, вооруженный самолетами ТБ-1 и ТБ-3.
К началу 1939 г. полк перевооружился на новые самолеты ДБ-3 и стал именоваться 12-м дальнебомбардировочным авиационным полком. Местом его дислокации был г. Новочеркасск.
В августе-сентябре 1941 г. 12-й ДБАП (предположительно, в составе 134-й ДБАД) принимал участие во вводе советских войск на территорию Ирана (45).
С 23 ноября 1941 г. полк находился в составе действующей армии.
В январе 1942 г. 12-й ДБАП воевал в составе 134-й ДБАД ВВС 46-й Армии, базируясь на аэр. Крымская, Кавказского фронта.
В начале июня 1944 г. дивизию перебросили под Ленинград для участия в наступательной операции советских войск на Карельском перешейке. Полк составом 30 Ту-2 разместился на аэр. Углово.
С 09.06.1944 г. 12-й БАП в составе дивизии наносил удары по финским позициям на Карельском перешейке. В ходе Выборгской наступательной операции советских войск полк выполнил свыше 700 самолетовылетов на бомбардировку «Линии Маннергейма». При этом он потерял всего один самолет с экипажем командира 2-й эскадрильи Шумейко Авксентия Андреевича (02.08.1944 г. удостоен звания Героя Советского Союза посмертно) Его именем сейчас названа центральная улица в жилом гарнизоне Остров-2. За успешные действия по выводу Финляндии из войны 334-я БАД получила почетное звание «Ленинградская», а многие летчики полка были представлены к правительственным наградам.
В июле 1944 г. полк в составе дивизии входит в 6-го БАК 1-й ВА 3-го Белорусского фронта, но уже к середине месяца передается в 3-ю ВА 1-го Прибалтийского фронта, где провоевал вплоть до конца войны. Экипажи полка приняли участие в стратегической наступательной операции «Багратион», вылетая с аэр. Улла. Целями полка стали объекты противника в районе Шяуляя, Митавы, Лиепаи, Клайпеды, Варшавы, Олштына, Гданьска, Тильзита.
22 октября 1944 г. за отличия в боях с немецко-фашистскими захватчиками 12-й БАП был награжден орденом Кутузова 3-й степени.
До конца 1944 г. полк воевал в Прибалтике, после чего переключился на бомбовые удары в Восточной Пруссии.
В начале апреля 1945 г. летчики полка отличились во время бомбежек Кенигсберга. Они атаковали немецкие позиции, батареи зенитной артиллерии, аэродромы и укрепления.
26 апреля 1945 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НКО №096 от 31.05.1945 г.) за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении г. Хайлибенгайль и проявленные при этом доблесть и мужество 12-й ДБАП (так он именуется в Указе) был награждён орденом Александра Невского.
Завершив налеты на Кенигсберг, с 16 апреля 1945 г. 12-й БАП 334-й БАД 6-го БАК 1-го
Белорусского фронта принял участие в Берлинской операции. Самолеты Ту-2 полка бомбили пункты сопротивления противника в центре города, а также участвовали в непосредственной поддержке штурмовых групп советских войск.
Всего в годы Великой Отечественной войны полком было совершено 1787 боевых вылетов. Общий налёт составил 7200 часов.
После окончания боевых действий на Западе 12-й БАП 334-й БАД 6-го БАК перебазировался в Забайкалье, где вошел в 12-й ВА Забайкальского фронта.
С 9 августа по 3 сентября 1945 г., действуя с аэродромов Монголии (аэр. Корниловка), 12-й БАП участвует в войне с Японией..
В 1946 г. в составе 334-й БАД (с февраля 1949 г. 163-я БАД) полк был перебазирован на Сахалин (аэр. Кетон, ныне Смирных), а в июле 1951 г. уже в составе 326-й БАД он перебазировался в Европейскую часть СССР на аэр. Барановичи. На этом аэродроме он долго не задержался и в ноябре того же года был перебазирован в Тарту.
В 1950 г. приказом ГК ВВС был назначен день части - 22 октября.
В 1951 г. полк перевооружился на самолеты Ту-4 и стал именоваться 12-м тяжелым авиационным полком.
В июле 1953 г. 12-й ТАП в очередной раз меняет место дислокации и в этот раз перебазируется на аэр. Веретье (г. Остров Псковской области). С этим аэродромом будет связана вся последующая история полка.
До 1954 г. 12-й ТАП оставался в составе 326-й ТБАД 74-го ТБАК Дальней Авиации. В этом же году он вместе с 685-м ТАП вошел в состав специально сформированной 116-й тяжелой авиационной дивизии 74-го ОТБАК. Эта дивизия создавалась для освоения новой противокорабельной ракетной системы «Комета». Управление дивизии, а также ее полки (12-й ТАП и 685-й ТАП) дислоцировались на аэр. Веретье (г. Остров). Кроме тяжелых полков в дивизию входила 61-я ОИАЭ самолетов СДК-5 (МиГ-15СДК). Дивизия, и части входящие в нее были отнесены к особо режимным объектам.
В 1954 г. командир 116-й ТАД генерал-майор авиации В.П.Драгомирецкий в числе первых экипажей освоил боевое применения ракетного комплекса «Комета».
К 1956 г. 12-й ТАП получил на вооружение авиационный комплекс Ту-16кс с АКР КС («Комета»).
В конце 1959 г. – начале 1960 г. управление 116-й ТАД и 685-й ТАП были расформированы.
Согласно директиве ГК ВМФ №ОМУ/13028 от 27.03.1960 г. 12-й тяжелый авиационный полк передан в состав ВВС БФ и переименован в 12-й минно-торпедный авиационный полк Дальнего Действия. Командиру полка была подчинена 61-я ОИАЭ, базирующаяся на аэр. Веретье, которая также была передана в состав ВВС БФ.
В июле 1960 г. 61-я ОИАЭ была переформирована в 12-й ОИАО СпН, без изменения места дислокации .
С 13.04.1961 г. в связи с преобразованием минно-торпедной авиации в морскую ракетоносную авиацию на основании приказа МО СССР №0028 от 20.03.1961 г., приказа ГК ВМФ №048 от 13.04.1961 г. и приказа Ком. БФ №0036 от 27.04.1961 г. 12-й ОМТАП ДД был переименован в 12-й отдельный морской ракетоносный авиационный полк.
В середине 1961 г. 12-й ОИАО СпН, подчиненный командиру полка, был расформирован.
В 1963 г. 12-й ОМРАП одним из первых среди строевых частей Морской Авиации освоил ракетную систему Ту-16к-16 с АКР КСР-2. В этом же году в период с 25 октября по 23 ноября экипаж командира полка подполковника М.П.Бурого произвел успешный практический пуск крылатой ракеты на каспийском полигоне с дозаправкой топливом в воздухе. К концу года к практическим пускам было подготовлено до 29 экипажей полка днём и 28 - ночью.
В ноябре 1967 г. за заслуги в деле защиты Советской Родины и высокие показатели в боевой и политической подготовке в честь 50-летия Октябрьской революции постановлением Псковского обкома КПСС и областного Совета депутатов трудящихся от 24.10.1967 г. 12-й ОМРАП был награждён Памятным Знаменем.
В 1970 году, за успехи в социалистическом соревновании в ознаменовании 100-летия В.И.Ленина, 12-й ОМРАП был награждён Ленинской юбилейной почётной грамотой, которую вручил ГК ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков.
Последующую четверть века полк оставался в составе ВВС Балтийского флота в качестве отдельного полка, хотя в 1971 г. на аэродром Веретье перебазировали с Севера 9-й гв. МРАП. Однако новая дивизия из этих частей создана не была. Не изменилась ситуация и в 1980 г., когда на аэр. Веретье был перебазирован из Быхова сформированный годом ранее 342-й отдельный авиационный полк РЭБ. Надо сказать, что эта ситуация была весьма нетипична для Морской Авиации, где ударные ракетоносные полки обычно все входили в состав какой-либо дивизии.
В качестве оперативного аэродрома полк в 70-х - 80-х годах использовал аэр. Обрику, расположенный в южной части Эстонии.
29 декабря 1989 г. 12-й ОМРАП ВВС БФ был расформирован на аэр. Веретье. Его Боевое Знамя было сдано в архив МО СССР, а самолеты переданы во вновь образованную на аэр. Веретье Авиационную базу хранения. Оттуда самолеты Ту-16к-26 полка передавали в эскадрильи РЭБ 170-го гв. МРАП и 240-го гв. МРАП, постепенно заменяя более старые по годам выпуска Ту-16спс.
На вооружении полка стояли самолеты: ТБ-1, ТБ-3, Ту-2, Ту-4кс, Ту-16к,
Полком командовали:
И.Т.Наконечный (1938-39 г.г.),
П.Ф.Абраменко (1939 г. - июнь 1941 г.),
Б.П.Бычков (июнь 1941 г. - март 1942 г.),
П.Х.Козырев (март 1942 г. - сентябрь 1943 г.);
М.П.Васянин (сентябрь 1943 г. – июль 1944 г., погиб),
И.С.Полевой (июль-август 1944 г., погиб),
И.Д.Парамошкин (август 1944 г. - июль 1949 г.),
А.В.Лоновой (июль 1949 г. - июль 1952 г.),
Н.П.Карнюшин (июль 1952 г. - февраль 1957 г.),
М.Ф.Зайцев (февраль 1957 г. - апрель 1961 г.),
А.И.Павловский (апрель 1961 г. - ноябрь 1962 г.),
М.П.Бурый (с ноября 1962 г. - 1963 г.),
В.А.Балин (1963-74 г.г.),
Н.П.Алексеев (1974 г.),
А.Т.Михеев (1974-80 г.г.),
Н.А.Рогов (1980-83 г.г.),
Н.А.Мордовалов (1983-86 г.г.),
В.В.Чечельницкий (1986-88 г.г.),
С.П.Губарь (1988 г. - декабрь 1989 г.).
Последнее редактирование: 29 Март 2014 16:31 от зам.по лётной.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Аэродром Веретье (Остров) 29 Март 2014 16:27 #1160

  • зам.по лётной
  • зам.по лётной аватар
  • Вне сайта
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 27
  • Репутация: 4
А вот ещё один знаменитый полк
9-й гвардейский минно-торпедный Киркенесский Краснознамённый авиационный полк (9-й Гв. МТАП ВВС СФ)

История данной части берёт начало с 4-й бомбардировочной и 5-й минно-торпедной авиационных эскадрилий 2-го гв. САП ВВС СФ (см. ниже), а также 144-й и 455-й торпедоносных авиационных эскадрилий Авиации ВМС Великобритании (FAA).
5 сентября 1942 г. на аэродроме Африканда приземлились 24 самолёта Хендли-Пейдж «Хемпден» из состава 144-й и 455-й эскадрилий берегового командования ВВС Великобритании. Всего с аэр. Самбург на Шетлендских островах вылетело 32 самолёта данного типа для участия в операции «Оратор» по проводке конвоя PQ-18. Один самолёт разбился, два совершили вынужденную посадку в Швеции и один самолёт — вынужденную посадку в Финляндии. Два «Хемпдена» сбили немецкие истребители, и один был сбит немецким сторожевым кораблём. Ещё один самолёт был сбит, по ошибке, советскими истребителями Як-1 над Мотовским заливом. Один торпедоносец приземлился в районе Мончегорска, один самолёт — на аэр. Ваенга, а один разбился при посадке в районе Нива-2. В этот же день 8 «Хемпденов» перелетели с аэр. Африканда на аэр. Ваенга.
7 сентября 1942 г. 23 «Хэмпдена» сосредоточились на аэр. Ваенга. Их задачей была атака немецких боевых кораблей, в случае попытки последних осуществить перехват конвоя PQ-18.
Английское авиакрыло продолжало нести потери не только в воздухе, но и на земле. Так, 27 сентября, при налёте немецкой авиации на аэр. Ваенга, там было уничтожено 3 самолёта «Хемпден», и ещё 9 самолётов повреждено.
12 октября решением премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля 20 уцелевших самолётов «Хемпден» были переданы в дар Советскому Союзу и вошли в состав ВВС СФ. Судьба этих морально устаревших самолётов была незавидной: пять из 20-ти переданных англичанами самолётов потерпели аварии уже в период освоения лётным составом ВВС СФ, и ещё семь — в ходе боевых действий в январе 1943 г.
14 октября 1942 г., на основании приказа НК ВМФ №0871 от 09.10.1942 г., на аэр. Североморск-1 (Ваенга-1) был сформирован 24-й минно-торпедный авиационный полк ВВС СФ, по штату 030/264, двух эскадрильного состава. Временно командиром полка был назначен капитан А.З.Стоянов, которого сменил майор Шипилов. Эскадрильи, из которых формировался новый полк, были взяты из состава 2-го гвардейского САП: 4-я бомбардировочная эскадрилья самолётов СБ и Пе-2 (командир — капитан А.З.Стоянов) и 5-я минно-торпедная эскадрилья самолётов Ил-4 (командир — капитан Г.Д.Попович).
10 марта 1943 г. в полк поступили первые 7 самолётов Дуглас А-20 «Бостон», модификаций В и С. Новые машины были включены в состав 2-й АЭ, ранее воевавшей на самолётах «Хемпден».
10 мая состоялось боевое крещение самолётов А-20 «Бостон». Поскольку оснастить машины торпедными мостами ещё не успели, им предстояло выступить в роли обычных, «горизонтальных» бомбардировщиков. В налёте участвовала пятёрка «Бостонов» (командиры экипажей капитаны А.Адинсков, С.Макаревич, А.Величкин, лейтенант В.Емельяненко и мл. лейтенант Керницкий) и три Пе-2. Сбросив бомбы с высоты около 3000 м, бомбардировщики добились одного попадания в транспорт «Феодосия» (3075 брт).

Приказом НК ВМФ №190 от 31.05.1943 г., за мужество и героизм, проявленные в боях личным составом полка, 24-й МТАП был преобразован в 9-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк.

В июле поступили 15 самолётов А-20 «Бостон», самостоятельно перелетевшие с Аляски по трассе АЛСИБ. Ещё 10 машин тем же маршрутом прибыли в конце августа (часть из них попала в 118-й РАП ВВС СФ). Это были самолёты модификации G, а уже 28 августа они выполнили первый боевой вылет. В полку была сформирована собственная перегоночная команда, которая сама летала за самолётами на сибирские аэродромы.
17 июля 1943 г. состоялось боевое крещение самолётов A-20G в качестве торпедоносцев, когда 3 «Бостона» сбросили торпеды по кораблям противника в районе Гамвика. Потерь среди кораблей не было; в то же время, свои потери составили — торпедоносец, пилотируемый мл. лейтенантом Новаковским.
20 июля, при атаке вражеского конвоя, самолёты «Бостон» впервые были использованы в качестве штурмовиков.
В начале августа 1943 г. командование ВВС СФ предприняло ряд мер по восстановлению боеспособности 9-го гв. МТАП. Была ускорена подготовка экипажей 2-й АЭ, а остальные две эскадрильи доукомплектовали за счёт лётчиков, ранее воевавших на летающих лодках МБР-2 в 22-м МРАП и 118-м ОРАП. Некоторое количество опытных авиаторов прибыло из запасных и перегоночных полков. Недостатком было то, что все эти лётчики не имели соответствующей торпедной подготовки.

31 марта 1944 г. указом ПВС СССР, «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленными при этом доблесть и мужество», 9-й гв. МТАП был награждён орденом Красного Знамени.

С 10 апреля полк стал привлекаться к нанесению бомбовых ударов по порту Киркенес.

14 ноября 1944 г. приказом ВГК №0369, за активное участие в Петсамо-Киркенесской операции, полку было присвоено почётное наименование «Киркенесский».

После окончания войны 9-й гв. МТАП вооружённый самолётами «Бостон» оставался в составе 5-й МТАД ВВС СФ, базируясь на аэр. Североморск-1.
В апреле 1952 г. полк вторым в ВВС ВМФ после 5-го гв. ТАП ВВС ЧФ перевооружился на реактивные торпедоносцы Ту-14т, но ещё до 1954 г. в полку хранились законсервированные самолёты A-20G «Бостон».
В апреле 1956 г. 9-й гв. МТАП получает на вооружение первые самолёты Ту-16. С этого времени он получил в названии приставку «дальнего действия».
В 1959 г. полк освоил ракетную систему «Комета» и выполнил 25 практических пусков АКР КС-1. На вооружении полка состояли ракетоносцы Ту- 16кс и самолёты-торпедоносцы Ту-16т.
С 1 мая 1961 г., в связи с преобразованием МТА в ВВС ВМФ в морскую ракетоносную авиацию, на основании приказа МО СССР №0028 от 20.03.1961 г. и приказа ГК ВМФ №048 от 13.04.1961 г., 9-й гв. МТАП ДД был переименован в 9-й гвардейский морской ракетоносный авиационный полк, в составе 5-й МРАД Авиации СФ.
В 1962 г. на самолётах Ту-16т полка была установлена радиогидроакустическая система «Баку» и кассетные держатели для противолодочных бомб. В этом варианте они стали именоваться Ту-16пл. В полку до 1967 г. имелась эскадрилья таких самолётов. Ещё одна такая эскадрилья была сформирована в 568-м МРАП ВВС ТОФ, но дальнейшего распространения идея использовать Ту-16 в качестве противолодочных самолётов не получила, ввиду её невысокой эффективности.
В начале 1971 г. обстановка на Ближнем Востоке резко осложнилась. Командованием ВМФ СССР было принято решение направить в «горячую точку» эскадрилью самолётов (10 Ту-16кср-2-11) из состава 9-го гв. МРАП. Командиром авиагруппы был назначен полковник В.И.Колчин. Там самолёты получили камуфляжную окраску и опознавательные знаки Арабской Республики Египет. В конце октября — начале ноября самолёты Ту-16 были перебазированы в Асуан, где экипажи приступили к изучению района полётов в новых, непривычных для северян условиях. Техсостав эскадрильи был перебазирован самолётами Ан-12. Самолёты перегоняли парами через Венгрию и Югославию. Формальной задачей эскадрильи было обучение египетских лётчиков на самолётах Ту- 16кср-2.
К июню 1972 г. 10 египетских экипажей были переучены на эту ракетную систему, и в июле поступил приказ о сворачивании деятельности советской авиагруппы.

1 июня 1971 г., на основании директивы ГШ ВМФ №730/ 1/00186 от 10.02.1971 г., 9-й гв. МРАП, вооружённый самолётами Ту-16, был передан в состав ВВС Балтийского Флота, с перебазированием с аэр. Североморск-1 на аэр. Веретье.

Одной из причин перебазирования полка стала необходимость освободить аэродром вновь сформированному ещё в 1968 г. 24-му ОПЛАП ДД. Хотя в составе Авиации БФ полк не входил в состав 57-й МРАД, но по какой-то причине он не получил в названии приставки «отдельный».
В июле 1972 г. лётчики и техники 9-го гв. МРАП покинули Египет. Перед их отъездом все 10 ракетоносцев были переданы египетской стороне. В составе ВВС АРЕ из них была сформирована 36-я эскадрилья, под командованием подполковника Рауфа.
Однако, несмотря на категоричность требования президента ОАР Анвара Садата о полном выводе советских военных специалистов, командованию ВВС Египта пришлось прибегнуть к помощи советских специалистов по Ту-16. В декабре 1972 г. в Египет прибыла группа так называемых «инструкторов» из 9-го гв. МРАП ВВС БФ, под командованием майора Корнева. В состав группы входили: штурманы, техники по всем специальностям и специалисты по ракетному оборудованию и крылатым ракетам. По контракту они проработали шесть месяцев, а «ракетчики» остались ещё на три месяца — до конца октября 1973 г.
31 декабря 1974 г. 9-й гв. МРАП, вооружённый самолётами Ту-16, на аэр. Веретье был расформирован. Одной из причин расформирования полка, было то, что он имел на вооружении устаревшую к тому времени ракетную система КС, а перевооружать его посчитали нецелесообразным. Хотя вызывает удивление, что из двух морских ракетоносных авиационных полков (9-й гв. МРАП и 12-й ОМРАП), базирующихся на одном аэродроме, был расформирован более знаменитый в Морской Авиации полк.
В годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза были удостоены 17 авиаторов полка: В.П.Балашов, А.А.Баштырков, В.Н.Гаврилов, В.Н.Киселёв, М.Ф.Покало, Г.С.Асеев, М.М.Бадюк, М.П.Воронин, П.А.Галкин, Н.И.Зайцев, Ю.П.Кочелавский, С.А.Макаревич, В.В.Пирогов, А.И.Скнарёв, Б.П.Сыромятников, Е.И.Францев, К.Ф.Шкаруба.
На вооружении полка состояли самолёты: Ил-4, Хэндли-Пейдж «Хэмпден», Дуглас А-20 «Бостон», Ту-14т, Ту-16кс, Ту-16спс.
Наименования авиаполка в разные годы:
• 9-й гвардейский морской ракетоносный Киркенесский Краснознамённый авиационный полк ВВС СФ (БФ)
• 9-й гвардейский минно-торпедный Киркенесский Краснознамённый авиационный полк
• 24-й минно-торпедный авиационный полк
Командиры 9-го Гвардейского МТАП
капитан А.З.Стоянов (октябрь-ноябрь 1942 г., ВрИД, погиб);
майор Ф.Г.Шепилов (ноябрь 1942 г., ВрИД);
капитан И.Я.Гарбуз (ноябрь — декабрь 1942г., ВрИД);
подполковник Н.Н.Ведмеденко (декабрь 1942 г. — март 1943 г., погиб);
майор Ф.Г.Шепилов (март 1943 г., ВрИД);
майор Ф.В.Костькин (апрель-сентябрь 1943г., погиб);
ГСС подполковник Б.П.Сыромятников (октябрь 1943г. — октябрь 1944 г., погиб)
ГСС подполковник А.И.Фокин (октябрь 1944-1945 гг.)
С.М.Рубан (декабрь 1955 г. —октябрь 1956 г.)
А.Т.Михеев (1972-1974 гг.).
Командиры эскадрилий в годы войны
1-я эскадрилья: капитан Попович Г.Д. (23.10.1942 — 24.7.1943), майор Волошин А.Н. (14.12.1943 — 28.11.1944), майор Хибин Д.В. (27.12.1944 — 9.5.1945).
2-я эскадрилья: капитан Стоянов А.З. (23.10.1942 — 1.1.1943), капитан Адинсков А.П. (23.3 -11.10.1943), капитан Гусев П.П. (14.12.1943 — 24.10.1944), майор Переверзин С.Ф. (24.10 — 27.12.1944), майор Перехрист Г.Я. (27.12.1944 — 9.5.1945).
3-я эскадрилья: капитан Гарбуз И.Я. (23.10 — 18.11.1942), капитан Киселев В.Н. (11.1942 — 25.4.1943), майор Шипилов Ф.Г. (29.6.1943 — 15.11944), майор Сегедин И.П. (7.3.1944 — 9.51945).
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Аэродром Веретье (Остров) 29 Март 2014 18:59 #1161

  • зам.по лётной
  • зам.по лётной аватар
  • Вне сайта
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 27
  • Репутация: 4
Об знаменитом лётчике, начавшим свою лётную службу на Веретье.
Герой Российской Федерации (1995), генерал-майор авиации (1996), морской летчик.

Тимур Автандилович Апакидзе родился 4 марта 1954 в городе Тбилиси Грузинской ССР (ныне в Грузии). Представитель грузинского княжеского рода Апакидзе В 1955 году переехал с матерью в Ленинград.
После окончания 8 классов школы поступил в Ленинградское Нахимовское военно-морское училище, которое окончил в 1971 году. Еще, будучи нахимовцем, говорил, что мечтает летать и хочет служить в палубной авиации, о которой в те годы мало кто слышал. Чтобы осуществить свою мечту о небе, Тимур обращается к высшему командованию ВМФ с просьбой разрешить ему поступить в летное училище и дает слово по окончании его вернуться на флот. Свое слово офицер сдержал. Так начинается его служба в морской авиации. В этом же году поступил в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков (ЕВВАУЛ) имени В. М. Комарова, по окончании которого в 1975 году в звании лейтенанта направлен на Балтийский флот в качестве летчика отдельного гвардейского морского штурмового авиационного полка.
В 1983 году майор Т. А. Апакидзе – заместитель командира отдельного гвардейского морского штурмового авиационного полка Военно-воздушных сил Балтийского флота.
В 1986 году Тимур Автандилович окончил Военно-морскую академию имени А. А. Гречко и был направлен в город Николаев на должность командира 100-го корабельного истребительного авиационного полка Центра корабельной авиации ВМФ, служил в городе Саки (Украина). Он сам отбирает летчиков в полк. Требования просты: отсутствие вредных привычек, занятия спортом и готовность, если понадобится, отдать жизнь за Родину.
11 июля 1991 года во время испытаний истребителя Су-27К, проходившего под кодовым названием Т-10К-8, из-за частичного отказа системы управления Тимур Апакидзе вынужден был катапультироваться, самолет был потерян.
26 сентября 1991 года первым из российских морских летчиков Т. А. Апакидзе совершил посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на палубном истребителе Су-27К (известен как Су-33). Всего совершил более трехсот посадок на палубу днем и ночью. В качестве инструктора он подготовил первую группу летчиков, именуемую в кругу посвященных – «Тимур и его команда», в которую вошли и наши земляки-чкаловцы: Герои России – И. Кожин, П. Кретов, В. Дубовой, летчики - Ю. Анищенко и С. Корнев.
После двух авиационных происшествий (во время которых Апакидзе даже не руководил полетами) его понижают в должности, но он продолжает службу в полку, где его и застает распад СССР.
Независимая Украина предлагает летчикам полка принять украинскую присягу, и некоторые офицеры соглашаются встать под «жовто-блакитные» знамена. Но не Апакидзе, который отреагировал крайне жестко: «Я своей Родине давно принес присягу. Военные второй раз не присягают...» Его еще пытались уговорить, удивлялись: что же ему, грузину, делать в Российской армии? На это Апакидзе отвечал, что Багратион тоже был грузином, но при этом - русским генералом.
По воспоминаниям летчиков, у Апакидзе, который считал раздел Черноморского флота преступлением, была идея поднять полк и увести его в Россию целиком. Но когда по телевизору показали Кравчука, обменивающегося любезностями в Ялте с Ельциным, он понял, что не стоит рисковать будущим людей и становиться заложником продажных политиков.
Тимур Апакидзе, потомок грузинского княжеского рода, позже категорически отказывается и от заманчивого предложения возглавить ВВС Грузии. Его позиция о недопустимости повторной присяги осталась неизменной.
После распада Советского Союза судьба авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» оказалась под угрозой. Украинская сторона могла предъявить на него свои претензии. Поэтому 1 декабря 1991 года крейсер был экстренно выведен из Севастополя и переведен на Северный флот. Вместе с ним на север перевелись несколько летчиков и служащих инженерно-технического состава полка, возглавляемого Апакидзе. «Перевелись» - это официальный термин. Фактически же летчики во главе с Тимуром Автандиловичем самовольно покинули Украину, сменив теплый берег Черного моря на суровые условия Северного флота. В 1992 году Т. А. Апакидзе был назначен командиром 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, который базировался в Североморске-3. в 1994 году он назначен командиром смешанной корабельной авиационной дивизии ВВС Северного Флота.
В те годы у Российской армии не было средств на содержание палубной авиации: на горючее для учебно-тренировочных полетов, на постройку новых машин. В таких условиях перед Апакидзе, который еще в Крыму первым из строевых летчиков совершил посадку на палубу авианосца, неожиданно поставили практически невыполнимую задачу: в ограниченный срок начать сажать самолеты на палубу «Адмирала Кузнецова». Цена вопроса - будущее крейсера. Если на его палубу не смогут садиться самолеты, авианосец будет или уничтожен, или продан. Тимуру Автандиловичу удалось блестяще справиться с поставленной задачей - «Адмирал Кузнецов» остался в строю. А на Северном флоте Апакидзе и его летчиков-палубников стали называть «Тимур и его команда». За годы службы этот человек лично совершил более 300 посадок на палубу, за что и получил звание палубного летчика № 1 в России.
Указом Президента Российской Федерации от 17 августа 1995 года за отличное освоение палубного истребителя Су-33 и подготовку летчиков-истребителей для крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов» полковнику Апакидзе Тимуру Автандиловичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».
В конце 1995 г. отряд боевых кораблей российского флота во главе с флагманом тавкр «Адмирал Кузнецов» вышел для несения боевой службы в Средиземном море. Во время похода, продолжавшегося около трех месяцев, корабли авианосной многоцелевой группировки (АМГ) под командованием первого заместителя Главнокомандующего ВМФ адмирала И.В. Касатонова участвовали в тактических учениях, а летчики-истребители совершенствовали свою выучку при полетах с палубы корабля. По приглашению командования 6-го флота США наши моряки посетили авианосец «Америка». Впервые на американском авианосце взвился российский флаг. А Герой России генерал-майор Т.А. Апакидзе совершил полет в качестве правого летчика на американском противолодочном самолете С-3 «Викинг».


В 1998 году направлен на учебу в Военную Академию Генерального штаба. По окончании Академии в звании генерал-майора Т. А. Апакидзе назначен заместителем командующего авиацией Военно-Морского Флота России. Продолжал летать. Налетал 3 000 часов на 13 типах самолетов. Совершил 300 посадок на палубу крейсера в Черном, Средиземном морях, в Атлантике и на Севере. На аэродроме, в штабе 846 отдельного гвардейского морского штурмового авиационного полка, где начинал службу Т.А. Апакидзе, на самом видном месте всегда висела гвардейская клятва балтийских летчиков. В ней есть такие слова: "Гвардейцы не отступают и не знают поражений. Гвардеец может умереть, но должен победить". Будучи совсем еще молодым летчиком, Т. Апакидзе как-то высказал товарищам свое кредо: "Настоящий летчик умирает не на больничной койке, а в кабине самолета", – как будто в воду смотрел... И еще он однажды сказал: «Умереть за то, что любишь, не трагедия».
17 июля 2001 г. уже в ранге первого заместителя командующего авиации ВМФ Герой Российской Федерации генерал-майор Тимур Автандилович Апакидзе во время показательных выступлений на праздновании 85-летия военно-морской авиации в Центре боевой подготовки и переучивания летного состава авиации ВМФ в городе Остров Псковской области Т. А. Апакидзе завершал праздничную программу. Летчик блестяще выполнил всю пилотажную программу на истребителе Су-33, при заходе на посадку в нескольких километрах от взлетно-посадочной полосы самолет повел себя неустойчиво. Апакидзе отклонил команду пункта управления полетами катапультироваться, до последней секунды стараясь спасти самолет. Су-33 упал около деревни Черепягино. К приезду врачей скорой помощи летчик, получивший множественные переломы и находившийся в тяжелом состоянии без сознания, был еще жив. Тимур Автандилович Апакидзе скончался по дороге в больницу, не приходя в сознание.
Всего в двух-трёх десятках метров от места падения стояла маленькая водонапорная башня и на ней - журавлиное гнездо. Всё время тушения горящих обломков из гнезда выглядывали не улетающие птицы и пристально смотрели на происходящее. А уже под вечер, когда ни у кого не осталось надежды услышать ещё раз голос Тимура, узнать от него, что же всё-таки происходило в кабине за последние секунды, его друзья приехали опять на то роковое место у аэродрома. И потрясающим было увиденное: по обожжённой земле неспешно ходил журавль и, словно с удивлением, очень внимательно, как-то даже вдумчиво разглядывал покорёженные обломки вокруг… Быть может, эта грациозная птица смотрела на всё уже глазами неумирающей души Тимура?
Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок 4).
Имя Т.А.Апакидзе присвоено одной из улиц города Остров Псковской области (она находится в микрорайоне, где живут авиаторы Центра боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации). На месте падения истребителя, которым пилотировал Т.А.Апакидзе, установлен памятный знак. Его имя присвоено улице, на которой он жил в гарнизоне «Североморск-3» , а на доме, где он жил, открыта мемориальная доска. В Мурманске проводится турнир по каратэ памяти Т.А.Апакидзе. Бюст Героя установлен на Аллее Героев в посёлке Новофёдоровка Сакского района (Крым).
4 марта 2002 года, в день рождения Т.А.Апакидзе, он был посмертно награждён первой медалью и премией имени дважды Героя Советского Союза Б.Ф.Сафонова, учреждённой Международной общественной организацией бывших военнослужащих «Марс – Меркурий», которой по согласованию с командованием Морской авиацией ВМФ РФ ежегодно награждается лучший лётчик Морской авиации ВМФ за укрепление её боевой мощи и высокое лётное мастерство.
В апреле 2002 года по инициативе губернатора Мурманской области создан благотворительный фонд имени Героя России Тимура Апакидзе, ставящий своей целью решение вопросов по улучшению социально-бытовых условий военнослужащих корабельной морской авиации и ближайших родственников погибших лётчиков Краснознамённого Северного флота.
В июле 2003 года, в дни празднования Дня Военно-Морского флота и 70-летия со дня основания Краснознамённого Северного флота на главной площади города Североморск был открыт памятник – бронзовый бюст Герою России генерал-майору Тимуру Апакидзе (скульптор Пётр Абарин), который установлен рядом с памятником другому легендарному лётчику-североморцу Б.Ф.Сафонову, первому из тех, кому дважды было присвоено звание Героя Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне.

Список наград:
Медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации (17 августа 1995)
Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени
Орден «За личное мужество»
Медаль «За боевые заслуги»
Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту»
Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»
Медаль «За безупречную службу» I степени
Медаль «За безупречную службу» II степени
Медаль «За безупречную службу» III степени
Заслуженный военный лётчик Российской Федерации
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Аэродром Веретье (Остров) 29 Март 2014 19:12 #1162

  • зам.по лётной
  • зам.по лётной аватар
  • Вне сайта
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 27
  • Репутация: 4
Герой Российской федерации Т.А. Апакидзе
getImageCAU8796C.jpg
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Аэродром Веретье (Остров) 29 Март 2014 19:14 #1163

  • зам.по лётной
  • зам.по лётной аватар
  • Вне сайта
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 27
  • Репутация: 4
Мемориал на месте гибели Т.А. Апакидзе у д. Черепягино
getImageCAJ7GA1L.jpg
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Аэродром Веретье (Остров) 29 Март 2014 19:18 #1164

  • зам.по лётной
  • зам.по лётной аватар
  • Вне сайта
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 27
  • Репутация: 4
Мемориал на месте гибели Т.А. Апакидзе
0095.jpg
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Аэродром Веретье (Остров) 29 Март 2014 22:20 #1173

  • зам.по лётной
  • зам.по лётной аватар
  • Вне сайта
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 27
  • Репутация: 4
На смену 392 ОДРАПу пришёл 444 ЦБП и ПЛС

А его составе 240 ГСАП
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Аэродром Веретье (Остров) 03 Апр 2014 15:43 #1247

  • EVK
  • EVK аватар
  • Вне сайта
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 336
  • Репутация: 16
3 сентября 1993 года, гарнизон Остров-5. Перед открытием памятника, посвященного 30-летнему юбилею 392 ОДРАП.
Сегодня от него, памятника, наверное уже ничего не осталось...
30-392.jpg
Последнее редактирование: 03 Апр 2014 15:44 от EVK.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Аэродром Веретье (Остров) 08 Июль 2015 22:20 #2547

  • Tankbuster
  • Tankbuster аватар
  • Вне сайта
  • Новый участник
  • Сообщений: 10
  • Репутация: 0
у меня несколько другая инфа из первых рук.. касаемо аэродрома.. Веретье как такового не было - был город Остров, и дорога ведущая через реку (мосты), за которыми не было поселения. Самолеты немцев, впрочем как и СССР садились на полях вокруг города, чаще - за О-3, за исключением сдачи в плен По-2, который сел вдоль реки Великой. сейчас город разросся, тогда такого не было - были поля и леса. я долго выяснял также по угону Шторха советскими военнопленными, - да, было дело - , все участники того угона встретились в Берлине в нач 80-х, все пережили войну - как с нашей, так и немецкой стороны.(кстати это похоже 1-й угон пленными из фашистского плена) есть инфа, что офицер немецкий лояльно относился к Компартии СССР, посему и позволил угнать ЛА. Ну и совсем забытый факт, - была улица практически в центре города - сейчас - Островских Молодогвардейцев, там тюрьма бЫла)где зверски была замучена ГСС Клава Назарова и ее соратники (памятник в центре города) (сейчас завод ОЗМ), - так вот немцы сбили самолет, он упал как раз на эту улицу. и прямиком в склад ГСМ. (вся улица выгорела после тарана). Впервые услышал данную историю от участника событий (в 2015г), на утентичность не претендую. А о Харитонове в Островском музее много что написано, экспозиция большая.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Время создания страницы: 0.126 секунд